Cообщи

СМИ указали на нового врага России - это не США, не Украина и не ИГ

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Редактор: rus.postimees.ee
Copy
Флаг России на фоне Кремля.
Флаг России на фоне Кремля. Фото: SCANPIX

Аналитики проследили, как в течение 2015 года менялась риторика российских СМИ. Оказалось, что телевидение, пресса и блогосфера сформировали образ нового врага России: им стала Турция. Еще недавно российские СМИ чаще всего упоминали во враждебном контексте Украину, а на второе место ставили США. Турция, став главным врагом в медиапространстве, обогнала даже запрещенную в РФ террористическую группировку «Исламское государство», передает NEWSru.

Компания «Медиалогия» изучила, кого российские телеканалы, пресса и блоги в 2015 году упоминали чаще всего во враждебном контексте, сообщает РБК. Выяснилось, что на протяжении первых девяти месяцев уходящего года главной угрозой России СМИ называли Украину, врагом номер два были США. Украина упоминалась как враг примерно в полтора раза чаще, чем Штаты. При этом на протяжении года уровень враждебности к обеим странам снижался.

В то же время ближе к концу года, после начала воздушной операции ВКС РФ в Сирии, начался рост упоминаемости «Исламского государства» в СМИ в качестве врага. Слово «враг» по отношению к ИГ употреблялось примерно по 20 раз на протяжении первых двух недель авиаударов России по сирийской территории. Новый всплеск враждебности произошел после 9 ноября, когда премьер-министр РФ Дмитрий Медведев сообщил, что причиной крушения российского пассажирского лайнера A321 на Синае мог быть теракт. Тогда же произошел всплеск упоминания ИГ в контекстах «угроза» и «терроризм».

С началом воздушной операции РФ в Сирии изменилось и отношение СМИ к США: Штаты стали чаще называть спонсором и союзником ИГ. В СМИ количество сообщений о Вашингтоне как союзнике террористов выросло в среднем в два раза за октябрь-декабрь 2015 года. Блоггеры стали писать о США как партнере террористов также с октября.

Турция стала главным врагом в СМИ после 24 ноября, когда сбила российский бомбардировщик Су-24. Если раньше Турцию в контексте терроризма упоминали примерно 20 раз в неделю, то после авиаинцидента на турецко-сирийской границе количество сообщений «Турция, терроризм» увеличилось до полутора сотен. После атаки на Су-24 российское телевидение впервые начало называть Турцию «спонсором ИГИЛ».

Кроме того, на телевидении и в блогах началась активная кампания по связке Турции с деньгами «Исламского государства». Сразу несколько телеканалов показали сюжеты о том, что действия Анкары - это реакция на то, что до этого Россия уничтожила колонну бензовозов. Минобороны РФ обвинило власти Турции в масштабных закупках нефти у ИГ. Президент Турции Реджеп Эрдоган назвал эти обвинения беспочвенными.

Сотрудник одного из федеральных телеканалов рассказал РБК, что никаких специальных указаний по поводу Турции не спускали - в основном все ориентировались на заявления Путина. Сразу после атаки Су-24 президент РФ назвал действия Турции «ударом в спину со стороны пособников террористов», и это выражение подхватили блоггеры. В этот период резко усилились опасения блогеров о сотрудничестве ИГ с Турцией. Сразу после падения Су-24 Турция стала часто упоминаться как спонсор терроризма и союзник «Исламского государства», угроза и враг России. Но спустя две недели опасения блоггеров пошли на спад.

И все же к концу года Турция заняла первое место в качестве врага России во всех медиа, опередив даже ИГ.

Политолог Алексей Макаркин пояснил РБК, что готовность россиян найти врага в Турции может объясняться общим чувством несправедливости в отношении к России. Турция и Украина не первые в списке «врагов РФ», отметил эксперт: в 2007 году после переноса памятника Бронзовому солдату в нем появилась Эстония, потом Грузия, но про Эстонию россияне быстро забыли. Политолог подчеркнул, что иерархия «врагов» в сознании россиян определяется телевидением и Украина может снова вернуться на первое место, если потребуется властям.

«Хунта» и «бандеровцы» уходят из российского медиапространства

Украина в контексте «враг» упоминалась в среднем в 2015 году несколько десятков раз в месяц на ТВ. Стоит отметить, что со сменой риторики российских СМИ из медиапространства стали постепенно исчезать распространившиеся в 2014 году пропагандистские термины.

Если в начале 2015 года на телевидении выходили сюжеты, в которых украинские власти назывались «хунтой» (в среднем 20 раз в месяц), то к концу года это именование было почти забыто. В прессе и блогах также произошел спад упоминания Украины в контексте «хунта»: количество подобных сообщений в СМИ снизилось с 2,5 тысячи до 1,5 тысячи к концу года, в блогах - с 1,3 тысячи до нескольких сотен.

Кроме того, федеральное телевидение за год ни разу не назвало «нелегитимными» власти Украины. В первом полугодии украинское руководство с телеэкранов еще называли «самопровозглашенным», но к концу года и это определение вышло из употребления. Снижение резкой риторики по отношению к украинскому руководству началось с выборов Петра Порошенко президентом в 2014 году.

Также почти перестали употребляться слова «бандеровцы» и «фашисты» по отношению к украинцам. С сотни упоминаний в начале 2015 года до 20 «фашистов» с телеэкранов к концу.

Риторика федеральной прессы тоже смягчилась. К концу года, после достигнутых договоренностей об отводе вооружений, в СМИ почти в несколько раз реже стали писать про «карательную операцию», чем в начале года.

Резкий всплеск враждебности по отношению к Украине произошел в апреле, когда «врагом» на ТВ ее назвали более 70 раз. Скачок неприятия Украины и США наблюдался и в блогах, и в прессе. Это происходило на фоне нарушений минских соглашений, учений американских десантников на Украине и убийства в Киеве пророссийского писателя Олеся Бузины.

В мае, после первой за долгое время встречи президента РФ Владимира Путина с госсекретарем США Джоном Керри, уровень враждебности к Украине и США снизился до прежнего уровня. К концу года слово «враг» по отношению к Украине упоминалось по несколько раз в месяц.

Стоит отметить, что тенденцию к снижению негативных оценок Киева не изменили ни продовольственная блокада Крыма, ни отключение полуострова от электричества.

Наверх