Юри Яансон планирует найти новое место в жизни

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Юри Яансон
Юри Яансон Фото: Урмас Луйк/Pärnu Postimees

«Я хочу поблагодарить всех, кто сопровождал меня на этом пути. Я от всего сердца благодарю вас!» — произнес Юри Яансон. Его глаза увлажнились, а голос сорвался. Татьяна Яансон внимательно слушает каждое слово своего супруга.

Старенький лодочный сарай, Юри Яансон со слезами на глазах и невысокий, почти на полметра ниже Яансона, его тренер Михкель Леппик. 29 лет назад Яансон впервые пришел сюда вместе с матерью,  тогда он понятия не имел, что его ждет впереди.

Он не знал, что  впереди у него блестящие победы — одна золотая и три бронзовые медали с ЧМ и две серебряные медали с Олимпийских игр.
Он не мог предположить, что станет национальным героем. И он не представлял, сколько разочарований, боли и слез предстоит ему пережить за все этим годы.

Желания бороться не было
Неизвестно, выбрал бы Яансон этот путь, если бы мог предвидеть все это. И все-таки он шел по нему целых 29 лет. Теперь решил остановиться.

45-летний Яансон не скрывает, что боялся принимать решение об отказе от большого спорта. Он боялся будущего. Как жить без гребли? Как жить без тяжелых ежедневных тренировок? Как жить без спортивной цели и добиться чего-то в жизни? Сейчас Яансон еще не знает ответов на эти вопросы. Но он знает, что продолжать по-старому невозможно.

«Я нащупывал пределы человеческих возможностей. И не раз я чувствовал: все, больше не могу. И все равно продолжал. Но теперь — все, пора уйти в сторону», — говорит Яансон убежденно.

Наверное, никто не сомневается, что его решение покончить с большим спортом далось с большим трудом. В последние годы этот вопрос Яансону задавали неоднократно, но никогда прежде он не давал таких ответов.

«Поначалу это была просто большая игра эмоций. Я все решал для себя, но потом проходило время, и я думал: а может, попробовать еще раз? И я снова анализировал все возможности и приходил к тому же выводу. Я дал себе время для принятия решения», — говорит Яансон, который решил, что последним испытанием для него станет девятикилометровая Armada Cup в Швейцарии.

После этого он внутренне убедился, что у него нет сил для борьбы за путевку на седьмую в его жизни Олимпиаду. Больше нет того непоколебимого желания потрясти мир.

«Я хотел понять, почувствую ли в себе эту волю к борьбе. И, честно говоря, особо не почувствовал. Не появилось того желания взглянуть на все бойцовским взглядом и не появилось мысли, что я хочу покорить всех соперников. Ничего этого больше не было», — произносит Яансон с сожалением.

Во многом на решении двукратного обладателя олимпийского «серебра» сказалось состояние его здоровья. Проведенная в 2009 году операция на бедре и обнаружившаяся в этом году аритмия сердца всерьез заставили его задуматься о том, сможет ли он выйти из этой ситуации.

В апреле он всерьез подумывал об уходе, но несмотря ни на что решил продолжить борьбу. Летом его главной целью было преодоление недуга.

И он опять сумел сделать это — в октябре врачи сообщили, что нарушение ритма сердца не опасно для жизни. Яансон был по-настоящему счастлив — он мог сам решать, продолжать занятия спортом или нет. Этому последовали долгие размышления, разговоры с членами семьи и, что самое главное, познание самого себя.

Как идти дальше, если душа хочет тренироваться, а тело не позволяет? «В последние годы здоровье неоднократно подводило меня. Е Признаюсь, моя проблема состоит в том, что я не могу заниматься делом наполовину, а организм, несмотря на это, может в какой-то момент сдаться», — признается Яансон.

И все-таки он пока не может ответить на вопрос о том, успокоилось ли его сердце после принятия решения. Он еще не знает этого.«Я не могу рассказать всю правду. Несомненно, сейчас настало время больших перемен. Я думаю и надеюсь, что внутренне спокоен. Я принял решение, и то, что  за ним последуют перемены, — это уже неизбежность», — говорит он.
Что дальше?

Раньше Яансон признавался, что у него зависимость от тренировок. Каждому зависимому человеку трудно отказаться от своего наркотика. Одно ясно — процесс отвыкания будет непростым.

Яансон и не скрывает, что впереди его ждут трудные времена — ему нужно сохранить твердость в принятом решении. Путей для отступления больше нет. Потому-то он еще и не знает, поедет ли на лондонскую Олимпиаду в качестве болельщика.

«Много времени потребуется, чтобы перебороть дух соревнований. Много времени нужно для того, чтобы это перестало меня раздражать и не вызывало непреодолимого желания опять броситься в соревнования.

Если я смогу спокойно наблюдать за греблей, то поеду в Лондон. Если нет, то  лучше дома посмотрю баскетбол», — говорит Яансон, который еще не знает, будет ли в дальнейшем связан с греблей.

В какой-то мере ему придется иметь с этим дело, поскольку жена Татьяна работает тренером. Дома гребля тоже нередко становится темой для обсуждения.

«Что поделаешь — это то, что я умею делать лучше всего. В качестве члена клуба я и в дальнейшем буду участвовать в гребле. О работе тренера не думал. Я так долго сам был спортсменом, что не смог бы в одночасье превратиться в тренера. Это такие разные роли! Ведь 29 лет я тренировался именно ради того, чтобы быть лучшим», — отмечает Яансон.

Но что будет дальше? Как жить дальше? «Это трудный вопрос. Сейчас я больше думаю о том, что было, а не о том, что будет, — говорит Яансон, который никогда не скрывал, что хочет продолжить прерванное образование и надеется, что остальные роли со временем сформируются сами собой. — Мне нужно найти себе в жизни новое место, ведь я должен кормить семью. Как-нибудь все образуется. Что будет, то будет».

Татьяна Яансон готова к переменам в жизни

В пярнуском гребном клубе супруга Татьяна Яансон слушала речь своего мужа Юри Яансона, а после пресс-конференции поцеловала его.

Татьяне Яансон тоже предстоит реорганизовать свою жизнь. У нее больше нет мужа-ведущего спортсмена, который постоянно кочует из одного тренировочного лагеря в другой.
«Нам обоим предстоит пережить перемены. Изменится уклад всей семьи».

Татьяна пока не знает, что ждет ее супруга. Она не знает, где муж найдет себе новое применение и во что сможет окунуться с такими же страстью, как в большой спорт. «Все-таки мы живем в обществе.

Это не так, что мы пришли из леса, и у нас нет топора. У нас есть свои мечты и цели, — сказала Татьяна Яансон, которая в ближайшее время поедет вместе с мужем в гости к родственникам в Москву. — Более продолжительный отпуск мы не можем себе позволить, так как уже началась работа с Тыну Эндрексоном по подготовке к лондонской Олимпиаде».

Гребец Юри Яансон

• Родился 14 октября 1965 г. в Тарту
• Рост: 192 см
• Семья: жена и тренер Татьяна, дочери Анита и Грета
• Достижения: завоевал серебряные медали, выступая на лодке-одиночке на Олимпийских играх в Афинах, и на Олимпийских играх в Пекине в паре с Тыну Эндрексоном. В 1990 году получил золотую медаль на ЧМ в Тасмании, в 1995 — серебряную медаль на ЧМ в Тампере. В 1989 году на озере Блед (Словения), в 2005 году в Японии и в 2007 году в Мюнхене — бронзовые медали ЧМ. 

Спортивная карьера легенды эстонского гребного спорта: победы, поражения, взлеты и падения

Несмотря на то, что за свою сверхдолгую карьеру Юри Яансон дважды завоевывал олимпийское «серебро», один раз стал чемпионом мира и четыре раза получал медали ЧМ, кривая его результатов напоминает кардиограмму, фиксирующую удары сердца. Блестящие победы чередовались с годами глубокого кризиса.

1988 Сеул
Яансону, который еще за четыре года до этого стал чемпионом Эстонии, а годом раньше завоевал первое «золото» чемпионата Советского Союза, на своей первой Олимпиаде должен был выступить в лодке-двойке, но из-за плохого результата в испытательном заезде пропуск получить не удалось.

Однако спортсмен, которому тогда было 22 года, оказался крепким орешком, и в сборную он протиснулся уже на лодке-одиночке. Награда оказалась солидной — второе место в финале «В» и 8-е место в целом были совсем неплохим началом.  

1990 Тасмания
Первый настоящий звездный полет Яансона начался еще до того, как эстонские спортсмены смогли поменять красный флаг, символ Советского Союза, на сине-черно-белый триколор. Уже после Олимпийских игр он завоевал «бронзу» на ЧМ, в этот раз все прошло идеально, и ему на грудь повесили золотую медаль.

Мощным оказался весь сезон — из пяти этапов КМ Яансон выиграл три, и вкусил радость победы по итогам всей серии. Успешный период увенчался для гребца титулом лучшего спортсмена Эстонии.

1992 Барселона
Перед началом олимпийского сезона наступил первый серьезный спад. Тогда газеты писали, что Яансон растерял свою технику, и что на ЧМ он вряд ли поднимется выше 12-го места. В сезон Олимпиады положение улучшилось, и на важнейшем состязании четырех лет он прошел в финал. Пятое место стало разочарованием.


1995 Тампере
После Олимпиады в Барселоне опять начался спад — за два сезона Яансону не удалось добиться ни одной серьезной победы. Пока не наступил год ЧМ в Тампере. В серии КМ он выиграл все, что только можно было выиграть. В финале ЧМ он был очень близок к тому, чтобы во второй раз завоевать титул.  

1996 Атланта
Полный крах. Неудачный год кульминировал на Олимпиаде, где эстонский гребец занял
18-е место. Выразительнее всего тот год хождения по мукам характеризуют его собственные слова: «Если кто-то думает, что там я в каждом заезде сдавался на полпути, то на самом деле это было не так. Просто я не был в состоянии грести быстрее».

2000 Сидней
Перед своей четвертой Олимпиадой Яансон попытался восстановить утерянную технику гребли. О том, что дела обстоят лучше, чем в предшествовавшие годы, показало и попадание в финал Олимпийских игр. А там он сразу выр­вался вперед и сохранял позицию лидера, пока хватало сил.

В итоге ему все-таки пришлось смириться с последним местом в финале, но это соревнование дало новый толчок для продолжения карьеры в большом спорте.

2004 Афины
Два года между Олимпийскими играми в Эстонии Яансон постоянно был на виду, но больших побед не одерживал. К пятой Олимпиаде ему исполнилось уже 38 лет, и именно тогда весной он блеснул победой на этапе КМ. Появилась надежда, она сохранялась и во время заездов перед Олимпиадой, и в финале, пока вперед не вырвался норвежец Олаф Туфте.

Но Яансон пришел на финиш вторым, став серебряным призером! Это была первая олимпийская медаль.
Несмотря на это, он сохранил холодный рассудок. «Конечно, я счастлив, но когда я стал чемпионом мира, я победил всех, а здесь пришлось одному уступить», — отметил он.








2008 Пекин
Яансон не показывал ни малейших признаков усталости. Он поменял одиночку на лодку-четверку и в обоих составах завоевал «бронзу» на ЧМ. В Китай он вместе с Тыну Эндрексоном целенаправленно отправился за медалью.
На тот момент Яансону было уже 42 года, но олимпийские состязания прошли четко по плану. В финале чемпион выложился по максимуму и добыл вторую за свою карьеру олимпийскую медаль. Еще одну серебряную. «Я наслаждаюсь греблей, всем этим процессом», — сказал он, когда пришел в себя от радости.
2010 Пярну
После пекинской Олимпиады Яансон долго раздумывал: уйти или продолжить.
Яансон вернулся к прежним временам и опять пересел в лодку-одиночку.  Но организм начал сдавать –  его мучила боль в бедре, а в этом году доктора обнаружили  аритмию сердца.
 

Ключевые слова

Наверх