Обновленная "Стратегия национальной безопасности РФ", подписанная 31 декабря, важна тем, что Кремль впервые за 18 лет официально сожалеет о курсе на экономическую и культурную открытость России для мира, полагает обозреватель Bloomberg View Леонид Бершидский.
Bloomberg View: Путин придал своему изоляционизму официальный статус
Первый вариант этого документа, который в то время назывался "Концепция национальной безопасности", в 1997 году подписал президент Ельцин. Даже тогда расширение НАТО именовалось в нем угрозой национальной безопасности, но главным поводом для беспокойства было состояние российской экономики.
Документ был обновлен в 2000 году, после того как Путин стал и.о. президента. Эта версия сосредотачивалась на экономических вызовах, но отражала растущую обеспокоенность вмешательством Запада и расширением НАТО. Шла речь о создании "сильной вертикали исполнительной власти", подчеркивалось, что нужно расширить роль государства в борьбе с военными и экономическими угрозами.
В 2009 году, в президентство Медведева, появилась новая версия - "несколько хвастливая", на взгляд Бершидского. В ней утверждалось, что упадок экономики прекратился и сырьевое богатство укрепляет международное влияние России.
Текущая версия - самая специфически-антизападная, полагает автор.
Бершидский называет ее "декларацией изоляционистских, оборонительных намерений". "Нет ни малейшей надежды на то, что Путин станет бороться с экономическими бедами России, сделав страну доступнее для зарубежных инвестиций или углубив ее интеграцию в глобальные рынки; отнюдь, он планирует продолжить движение в противоположном направлении", - говорится в статье.
Даже если на выборах 2018 года Путин не сохранит власть, Россия превратится в намного более замкнутое на себе общество, когда настанет время для появления политического преемника, прогнозирует автор.