То, что седьмую книгу про Гарри Поттера на киноэкране разбили на две части, может вызвать некоторое недовольство публики: мол, не могут закруглиться в одной серии, надо еще и летом содрать деньги за билет. Однако создатели фильма сделали это совсем из других соображений.
Седьмая часть саги о Поттере покоряет мир
Гарри, Гермиона и Рон повзрослели: герои фильма стали взрослыми, их исполнителям уже за двадцать, да и седьмой фильм про Поттера — не детский. Если по эстонским телеканалам кино про поросенка Бэйба и Шрека показывают поздним вечером, когда маленькие дети уже спят, а взрослые смотрят детские фильмы, то седьмая часть саги о Поттере вполне может оказаться «слишком взрослой» даже для взрослых.
Режиссер Дэвид Йэтс, для которого эта лента стала третьим фильмом про Поттера (четвертая практически уже готова и выйдет в кинопрокат в июне), отнесся к своей работе как искусству.
Магия осталась
Что касается работы оператора, то перед нами разворачивается прекрасная целостная картина, в которой грандиозным ландшафтным кадрам задают ритм точно подмеченные мелкие детали — этот фильм можно смотреть только из-за одного визуального языка, ничего не зная о предшествовавшем сказочном кино.
Сказочность, конечно, сохранилась, иначе и быть не могло (хотя Поттер со своей целенаправленной борьбой со злом для многих поклонников стал уже, наверное, более реальным миром, чем сама туманная и абсурдная действительность), однако фантастичность проявляется через другие, более «реалистичные» средства.
Не весело и игриво, как прежде, а с использованием всех методов жанра приключенческого кино: нагнетание напряженности, как в триллере, потрясения, как в ужастике, фабула, как в приключенческом фильме, местами — настоящий экшен и многое другое.
Испытания, которые приходится преодолевать героям фильма, становятся все труднее, некоторые из них носят этический характер.
Темами седьмого фильма про Поттера являются любовь, доверие, предательство, твердость воли. Но и магия не исчезла. Ее передает, как я уже отметил, потрясающий визуальный язык — эффектный, просто-таки музыкальный, со своей мелодией и гармонией (я не заметил киномузыку, за исключением Ника Кейва; очевидно, она поддерживает видеоряд — в эпических историях такое соотношение как раз уместно).
Присутствует и волшебство, однако оно больше не является двигателем событий. Трикстерами, перемещающимися по трем этажам древа жизни — божества (добрые волшебники), земля (люди) и подземный мир (злые колдуны), — являются три главных героя.
Это история о душевном росте, которую филигранно сыграли Дэниел Рэдклифф, Эмма Уотсон и Руперт Гринт. Десять лет назад в первом фильме о юном волшебнике Поттере они были актерами-детьми, которые очень мило справились со своей задачей.
И их эмоции были воспроизведены тоже по-детски наивно: испуг, удивление, огорчение, шутка и смех.
Мастера своего дела
Теперь же мы видим на экране настоящих мастеров своего дела, которые могут приковать внимание зрителей к экрану едва заметным подергиванием уголка губ.
Одновременно возрастает роль Гермионы (актрису Эмму Уотсон, несомненно, ждет большое будущее) — без нее ребята давно наделали бы массу глупостей. Причем дело тут не в превосходных колдовских умениях Гермионы, а в ее женской интуиции и здравом смысле.
Несмотря на довольно мрачное содержание, из-за своей красоты и магии фильм воспринимается как рождественский. Остается только добавить, что за премьерные выходные картина собрала в мировом прокате более 330 миллионов долларов. Это самый высокий показатель из всех фильмов «поттерианы».
Фильм
«Гарри Поттер и Дары смерти»
США, 2010
Режиссер Дэвид Йетс
В ролях: Дэниел Рэдклифф, Эмма Уотсон, Руперт Гринт, Бонни Райт, Алан Рикман и др.
В Coca Cola Plaza с 19 ноября