Алексей Милованов: «Шарли» - киники в самых худших проявлениях

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Редактор: Aleksei Milovanov
Copy
Алексей Милованов
Алексей Милованов Фото: postimees.ru

Писатель Максим Ефимов комментируя для портала «Столица» новую обложку журнала Charlie Hebdo заметил, что французские карикатуристы — это киники нашего времени. Я позволю себе согласиться и не согласиться с писателем, напомнив ему, кто были эти древнегреческие философы.

Само слово «киники», по всей вероятности, происходит от греческого слова kyon - «собаки»: если мы посмотрим на образ жизни знаменитого философа из бочки Диогена — то название течения соответствует его этимологии.

Основная идея киников, которую видимо подразумевает Максим Ефимов это свобода от так называемых в народе «мирских» условностей и протест против государственности. Может быть, я не в курсе, но наверное французские карикатуристы живут в бочках (вернее в кувшинах из-под зерна) и испражняются на улицах, как это делал Диоген. «Они не нуждаются в государстве и законах и поэтому смеются над властями» - говорит Ефимов. Однако, мне кажется, что это не более, чем иллюзия и иллюзия весьма вредоносная, если не сказать смертельная, что и подтвердили теракты в редакции журнала Charlie Hebdo.

«Они где-то вне культуры и вне общества», - говорит писатель, в чем я с ним категорически не согласен, так как «Шарли» - в чистом виде постмодерн (или даже пост-постмодерн), который уже давно «съел» всю старую традиционную культуру и не подавился. Если они вне общества, то как они могут быть представителями СМИ, да еще и за деньги? Тут что-то не вяжется. Так же, как важна идея внутренней свободы личности, настолько же кажется бессмысленным предлагавшийся киниками путь. Они предлагают бегство от мира отрицая общество, но человек существо социальное и не может существовать в изоляции, это же очевидно.

В отличие от Сократа, который связывал добродетели с познанием, киник Антисфен связывал добродетель с волей и действием. Человеку, достигшему господству над собой, можно было не учиться. Я согласен, учение — это зло. Оно приводит к созданию оружия и появлению снобов типа «Шарли».

Я не знаю чем руководствуются в Париже, когда рисуют подобные карикатуры, но они мне видятся проявлением бескультурия, хамства и желанием заработать на псевдоинтеллектуальном продукте и скандале. Поощрять подобное мне кажется либо наивной глупостью, либо чем-то злонамеренным.

Наверх