Cообщи

Россияне ухаживают за местом захоронения бывшего президента Эстонии

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Фото статьи
Фото: Jaanus Piirsalu

Хотя Эстонское государство бездействует, жители Бурашево хранят память о скончавшемся там 60 лет назад Константине Пятсе, пишет Янус Пийрсалу из Бурашево в Тверской области. 

Ученики в школе в поселке Бурашево. Фото: Яанус Пийрсалу
Ученики в школе в поселке Бурашево. Фото: Яанус Пийрсалу Фото: Jaanus Piirsalu

«Да, конечно, знаем! Он был президентом Эстонии!», - почти хором восклицают Вероника, Антон, Настя и Ксения. «Скоро будет годовщина его смерти», - отмечает Антон после непродолжительной паузы.

Я нахожусь отнюдь не на уроке истории в какой-нибудь школе в Ида-Вирумаа, где изучается биография Константина Пятса. Я - в России.  Эти дети являются десятиклассниками средней школы поселка Бурашево, что находится в Тверской области. 

Насчитывающий примерно 2000 жителей поселок Бурашево расположен под Тверью на расстоянии 850 километров от Таллинна. Это и есть то самое место, в котором Пятс 18 января 1956 года в возрасте 81 года скончался в местной психиатрической больнице, пав жертвой советского режима. До этого он 15 лет провел в заключении.

Пятс был похоронен в безымянной могиле в лесу неподалеку от психиатрической больницы, как и сотни других ее пациентов. Приблизительное место захоронения Пятса 32 года спустя после его смерти отыскали Хенн Латт и Валдур Тимуск. Точное место его могилы в 1990 году после долговременных поисков установило Эстонское общество охраны памятников старины. В том же году останки Пятса были перезахоронены в Таллинне на кладбище Метсакальмисту.

С точки зрения местных жителей логично было бы на этом поставить точку в истории пребывания Пятса в Бурашево.

Однако местные энтузиасты взялись за дело и вместе с Хенном Латтем вопреки всему сохранили в Бурашево память о Пятсе. Это настоящее чудо.

В Бурашево на опушке леса когда-то были похоронены сотни скончавшихся пациентов местной психиатрической больницы. Единственной ухоженной могилой там остается бывшее место захоронения  первого президента Эстонии Константина Пятса. Фото: Яанус Пийрсалу
В Бурашево на опушке леса когда-то были похоронены сотни скончавшихся пациентов местной психиатрической больницы. Единственной ухоженной могилой там остается бывшее место захоронения  первого президента Эстонии Константина Пятса. Фото: Яанус Пийрсалу Фото: Jaanus Piirsalu

Эстонское государство бездействует

При этом Эстонское государство не поддержало увековечивание памяти одного из своих основателей ни единым центом. Все соучастие свелось к направленным местным жителям от имени московского посла Эстонии благодарственным письмам.

Школа поселка Бурашево, в которой обучается немногим более 200 детей, имеет собственный небольшой краеведческий музей, экспозиция которого в основном посвящена Великой Отечественной войне (таков взгляд на Вторую мировую войну с точки зрения России).

Три года назад в музее был открыт уголок, посвященный Пятсу. Там в основном представлены повествующие о Пятсе книги и фотоснимки, имеется небольшой рассказ об истории Эстонии, а так же знакомящие с биографией Пятса рефераты школьников.

Каждый год учительница истории Ольга Гонтарова рассказывает в этом уголке восьмиклассникам на протяжение целого урока, 45 минут, о первом президенте Эстонии, который по воле судьбы скончался в расположенной в паре километров от их школы до сих пор функционирующей психиатрической лечебнице.

«Это история поселка, и историю эту невозможно перечеркнуть и забыть», - заявляет Postimees директор школы Алексей Зинкеев. «Черз Пятса нас связывает с Эстонией тонкая нить. Мы стареемся ее сохранять».

Директор дает понять, что они были бы очень заинтересованы в том, чтобы установить дружеские контакты с какой-нибудь школой в Эстонии. Пока найти такую школу не удается.

В краеведческом музее средней школы Бурашево имеется уголок, посвященный Константину Пятсу и Эстонии. Фото: Яанус Пийрсалу
В краеведческом музее средней школы Бурашево имеется уголок, посвященный Константину Пятсу и Эстонии. Фото: Яанус Пийрсалу Фото: Jaanus Piirsalu

Бывшая могила Пятса расположена даже ближе к школе, чем психиатрическая больница. Каждый год 23 февраля старшеклассники  приходят туда отмечать день рождения Пятса. Они даже знают о том, что 24 февраля День независимости Эстонии, а Пятс был одним из тех, кто провозгласил независимость.

Бывшая могила Пятса в Бурашево по сути расположена в лесу. Это сюрреалистическое зрелище: могила стоит среди деревьев и отмечена большим валуном и крестом. На самом же деле все пространство под деревьями занимают могилы – когда-то пациентов психиатрической больницы хоронили там безо всяких надгробий. Безымянные могильные насыпи со временем уходили в землю. Старое место захоронения Пятса единственное, за которым ухаживают местные жители.

Памятный камень на место бывшего захоронения Пятса установил местный бизнесмен Николай Панкратьев (53). Вместе с Хенном Латтем они снабдили камень доску с надписями на эстонском и русском языках. Все это было сделано за их личный счет.

«Это проявление толерантности русского народа», - говорит мне Панкратьев с самым серьезным видом. По тверским меркам Николай Панкратьев крупный предприниматель, его предприятие обеспечивает работой 350 человек.

Именно он и был тем самым председателем сельсовета Бурашево, по-нашему волостным старейшиной, который в 1990 году выдал разрешение на извлечение из могилы останков  Пятса. За это несколько месяцев спустя его исключили из компартии, и он лишился руководящего поста в сельсовете.

В итоге Панкратьев разозлился и начал заниматься бизнесом. «Можно действительно сказать, что благодаря Пятсу я и стал бизнесменом», -  признается он.

Нынешний глава муниципалитета Бурашево, Сергей Румянцев говорит, что смерть настигает любого человека. «И если бывший президент Эстонии умер у нас,  следует чтить его память», - полагает он.

Один из крупнейших предпринимателей тверского края, занимающийся автомобильным бизнесом, Сергей Рыжков говорит, что увековечивание памяти Пятса является «просто человеческой традицией». Вдобавок, по его словам, это способствует известности Бурашево. «Ведь не в каждом поселке умирает президент», - отмечает он.

Сергей Рожков обращается к властям Эстонии. «Народная инициатива, конечно, хорошее дело, но хотелось бы, чтобы посольство Эстонии уделяло больше внимания памяти Пятса», - заявляет он прямо. «К могиле можно было бы проложить приличную дорожку с освещением, установить скамейку и основательный памятник. Это ведь ваш президент там покоился!».

«Эстония должна сама больше уделять внимания тому, чтобы окрестности места захоронения бывшего президента Эстонии поддерживались в порядке, - вторит ему Румянцев, - Проложить туда дорогу и привести ее в порядок нетрудно, мы бы сами оформили все разрешения».

В связи с 60-летием годовщины смерти Пятса власти поселка не планируют организовывать каких-либо мероприятий. «Поминать Пятса - это дело Эстонии», - считает Николай Рожков.

Редактор местной газеты Надежда Исидорова в ходе изучения биографии Пятса стала настоящей поклонницей Эстонии.

Исидорова красочно описывает, как она самолично в 2013 году ездила к Хенну Латтю, чтобы доставить памятную доску на могилу Пятса. «Я очень переживала по поводу того, возникнут у меня на границе проблемы или нет! Ну, сами знаете, почему! Никто не проявил интереса, слава богу», - описывает она ту поездку в Эстонию, как одно из захватывающих приключений в своей жизни.

Побывавшая в Эстонии уже раз десять Исидорова полагает, что, несмотря на политические взаимоотношения, люди должны общаться. «Тема Пятса стала для нас хорошим поводом для установления связей с Эстонией, связей со школами, с молодежью, а так же и на деловом уровне», - заявляет она.

78-летний Вениамин Кулла является единственным эстонцем Бурашево. Фото: Яанус Пийрсалу
78-летний Вениамин Кулла является единственным эстонцем Бурашево. Фото: Яанус Пийрсалу Фото: Jaanus Piirsalu

Чтобы окончательно удостоверится в положительном отношение местных жителей к Пятсу я заглянул к единственному проживающему в Бурашево эстонцу.

78-летний Вениамин Робертович Кулла чистокровный эстонец, хотя уже совершенно не помнит эстонского языка. Оба его родителя родом из эстонской деревни в Поволжье. Кулла является капитаном в отставке, большую часть своей жизни он преподавал физику в Суворовских училищах (военизированные школы-интернаты – Я. П.). Десять лет назад выйдя на пенсию, он перебрался в Бурашево, где преподает физику тамошним детям в обыкновенной школе.

Школьники расчищают тропу

Кулла стал главным инициатором миссии по привлечению школьников к благоустройству места первого захоронения Пятса.

Обычно в день рождения Пятса там снег там по самую грудь. «На уроке физкультуры мальчишки берут лопаты и расчищают от снега тропу от главной дороги до самой могилы», - решительно сообщает он.

«До туда ведь 200 метров», - удивляюсь я. «Больше, не менее 500 метров», - уточняет он.

Кулла рассказывает, как в Бурашево на месте могилы президента отмечаю дни рождения Пятса. «Наш священник всегда проводит службу, потом выступают руководители волости и учитель истории. Если кто-то из Эстонии оказывается в гостях, то и они тоже. Митинг всегда проходит интересно, дети слушают, раскрыв рты. Свечи. Цветы. Все так, как оно и должно быть!», - повествует Кулло, угощая меня жареной картошкой с яичницей и колбасой.  

Присутствует всегда 50-60 человек, в основном школьники. «В старших классах тогда отменяют два последних урока, и вместо этого все отправляются на могилу Пятса. Идут с удовольствием», - уверяет старый учитель, ненадолго задумывается и начинает смеяться: «Хотя я не знаю, может быть, для них гораздо важнее то, что они освобождаются от уроков!».

Помимо дня рождения Кулла водит детей на могилу Пятса и 9 мая, когда вся Россия отмечает победу во Второй мировой войне.

«Каким образом Пятс связан с 9 мая?», - удивленно интересуюсь я. «Пятс был жертвой репрессий и великой войны!», - отвечает отставной офицер.

Я интересуюсь у Вениамина Кулла, не планирует ли местная психиатрическая лечебница установить памятную доску в честь пребывания там Пятса. «Такого в планах нет. Честно говоря, больница эта настолько деградировала, что это не стало бы для Пятса особой честью», - считает Кулла.

По крайней мере, для эстонцев большая честь состоит в том, что в Бурашево проживает так много сердечных людей, которые ухаживают за местом упокоения нашего первого президента. Иначе немного потребовалось бы времени, чтобы прежняя могила Пятса оказалась полностью предана забвению.

Наверх