Пеэп Пиллак, председатель Эстонского общества охраны памятников старины, прокомментировал ситуацию вокруг памятника Константину Пятсу в Бурашево:
Пеэп Пиллак: Эстония проигнорировала предложение увековечить память Пятса барельефом и православным крестом
Эстонское общество охраны памятников старины (EMS) в конце 2013 года обратилось к госканцелярии с предложением увековечить память президента Константина Пятса в Бурашево, где он в качестве заключенного психоневрологической лечебницы провел последний год своей жизни.
Весной 2013 года местное самоуправление Бурашево обратилось к EMS с предложением общими усилиями увековечить память Пятса в Бурашево. Еще за несколько лет до этого на бывшей могиле президента Пятса был установлен деревянный православный крест, на табличке которого был текст на русском языке.
EMS проконсультировалось по поводу поступившего со стороны властей Бурашево предложения с внуком президента Матти Пятсом, представителями Memento, недоходным объединением MTÜ Konstantin Pätsi Muuseum, а так же с представителями волостной управы Хальяла, которые установили дружеские контакты с Бурашево (осуществляется обмен учащимися и т.д.). Сообща было признано, что увековечивание памяти Пятса в Бурашево следует всячески поддержать.
При этом было решено, что установленный на кресте текст вводит в заблуждение – будто бы психически нездоровый президент Эстонской Республики находился на лечении в психоневрологической больнице в Бурашево и случайно там скончался. После долгих обсуждений был оговорен устраивающий все стороны текст на двух языках.
EMS заказало дизайнерское решение памятного знака у скульптора Мати Кармина, который предложил установить на памятнике в Бурашево точно такой же барельеф, как и в месте появления на свет Константина Пятса в Тахкуранна.
Выполненный из бронзы барельеф Константина Пятса с дубовой веткой, табличкой с текстом на двух языках и православным крестом обошелся бы примерно в 3000 евро.
К сожалению, вплоть до сегодняшнего дня EMS не получило ответа на свое предложение увековечить память Константина Пятса ни из государственной канцелярии, ни из министерства иностранных дел, в которое было переправлено это письмо.
Инициативу россиян можно только приветствовать и она нуждается в поддержке со стороны Эстонии. К сожалению, для недоходного объединения EMS это невозможно по финансовым причинам.
Следует непременно воздать должное инициативе, которую проявили энтузиасты, установившие памятный знак президенту Пятсу в самом сердце России. При этом следует признать, что в своем нынешнем виде расположенный на заброшенной лесной опушке памятник представляется недостойным президента Эстонии.
Надо надеяться, что в преддверии приближающегося столетнего юбилея Эстонской Республики государство найдет возможность поддержать поступившую со стороны Бурашево инициативу, чтобы достойно увековечить память президента Пятса хотя бы там. Ведь по вопросу установки памятного знака президенту Пятсу в Таллинне жители Эстонии по своему обыкновению раскололись на два враждебных лагеря, придерживающихся разных мнений.