Если я неадекват, это Путин виноват

Олеся Лагашина
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Олеся Лагашина.
Олеся Лагашина. Фото: Ольга Макина

Недавно эстонская коллега спросила меня: почему русские так любят Путина и за что не любят российских оппозиционеров, особенно приезжающих сюда? Честно говоря, это заставило задуматься.

Вроде бы как человек, десять лет жизни потративший на изучение русской эмиграции, я должна им сочувствовать, относиться с пониманием к их трудностям и всячески способствовать их обустройству на новом месте. Не вызывает у меня отторжения и их позиция относительно г-на Путина и его политического курса. Ее разделяют все мои российские друзья, очень многие из которых были на Болотной. Идеологических расхождений с новыми русскими политэмигрантами у меня нет. Крым не мой, а российские телеканалы (за исключением разве что РБК) вызывают у меня глубокое неприятие. Отчего же так, извините, бесит, когда очередной заезжий российский гастролер публикует у нас свои колонки о русских и России?

Во-первых, очевидно, что в этих колонках нет ничего нового. На русском языке есть и вменяемое телевидение, и множество интернет-ресурсов, где желающие могут ознакомиться с текущим положением дел, не впадая в зависимость от основных федеральных телеканалов. Есть социальные сети, есть годами проверенные люди и источники, которым доверяешь. В голове стоят фильтры, блокирующие хрень, вроде распятого мальчика на Украине и изнасилованной мигрантами девочки в Германии. На фоне той информации, которая проходит через привыкшего к анализу русскоязычного журналиста, имеющего очень широкий круг общения, колонки приезжих, возжелавших поведать местному темному населению правду о России, – детский лепет. Для тех, кто с точкой зрения оппозиционеров, в принципе, не согласен – тому могут быть и вполне рациональные причины, не имеющие ничего общего с пропагандистским влиянием, – это тем более ерунда.

Впрочем, и это бы так не смущало (можно подумать, остальные мнения очень оригинальны!), если бы не их периодические попытки комментировать еще и местную жизнь и, особенно, местных русских. В представлении новоприбывших местные русские – за редким исключением, неразумная толпа, массово поддерживающая Путина под влиянием российских телеканалов и местных русскоязычных СМИ, которые непонятно почему до сих пор гнут какую-то свою, отличную от эстонских, линию.

Как объяснить заезжему человеку, что без плохого Путина по соседству местные русские и их судьба мало кого интересуют? Что без плохого Путина не возникают русскоязычные телеканалы и не возрастает внезапно интерес к регионам компактного проживания русских. Что на чужом языке труднее сделать карьеру. Что нарвские таксисты не то чтобы совсем неправы. Что дети еще как-то адаптировались, но родителям подстроиться оказалось гораздо труднее, поэтому они так легко впадают в ностальгическую тоску и так легко верят в то, что кто-то где-то готов защитить их интересы. Что мы вообще кого-то интересуем только при условии страха. А в мирное время существуем как недоразумение, которое надо уладить.

Есть такое слово как уважение. И без уважения к чужому опыту попытки обращения в свою веру бессмысленны. И мало кому нравится, когда к тебе продолжают относиться, как к недалекому российскому провинциалу, с ма-а-асковским апломбом рассказывая о столичных делах в стиле «а мужики-то и не знают». Знают. Но не все предпочитают видеть. И хорошо бы задуматься – почему. 

Комментарии
Copy
Наверх