Шесть лет назад москвичка Татьяна Стомахина вместе с сыном Федором навсегда покинула Россию и приехала в Эстонию. Татьяна и Федор столько сил приложили к тому, чтобы освоиться в нашей стране, получить гражданство, но несмотря на все усилия официально они так и не стали в Эстонии своими.
Хотелось бы стать в Эстонии своими, но...
В Таллинн Татьяна и Федор приехали налегке. Два рюкзака с вещами и сумма в две тысячи евро – вот и все их богатство, которые они захватили с собой.
Они, вернее Татьяна, была твердо намерена остаться в Эстонии. Для Татьяны было неприемлемо все, что происходило в России: набирающий силу ура-патриотизм, основанный на православии национализм. Все то, что она называет фашизмом.
С железнодорожного вокзала Татьяна с десятилетним сыном отправилась в гостиницу, а вскоре сняли комнату в Ыйсмяэ.
Сегодня Федор говорит по-эстонски без малейшего акцента, он учится в 11-м классе Таллиннской реальной школы, участвует в республиканских олимпиадах по различным предметам, стал победителем олимпиады по астрономии. После окончания школы готов пойти служить в эстонской армии.
Правда, есть одна проблема. 16-летний Федор Стомахин, как и его мать Татьяна, не имеют эстонского гражданства. К слову, это одна из причин, по которой он не может представлять Эстонию на международных олимпиадах. И дело вовсе не в том, что они не хотят стать гражданами Эстонии.
Ради гражданства Татьяна, защитившая весной в Таллиннском университете научную работу и получившая степень магистра по философии, бьется не один год. Речь идет не только о необходимых экзаменах, которые она с блеском сдает, ей пришлось пройти через нужду, голод, унижения. Два года назад она обратилась с прошением даже к президенту Эстонии, но безрезультатно. В ответе МВД ей советуют подождать еще четыре года, пока пройдет предусмотренный законом срок.
Федору в этом плане повезло больше. Через полтора года, когда ему исполнится 18, он сможет отказаться от российского гражданства, что он твердо намерен сделать, и ходатайствовать о предоставлении эстонского гражданства.
Федор поражает зрелостью суждений. Если раньше, по его словам, он придерживался либеральных взглядов, то в последнее время все больше склоняется вправо и поддерживает Свободную партию Эстонии.
Россия для него связана с негативом, он не оправдывает вторжение России в Украину, аннексию Крыма считает незаконной. Эстония, считает юноша, должна восстановить вооруженную пограничную охрану.
Мировоззрения Федора во многом сформировались под влиянием матери. 44-летняя Татьяна не скрывает, что с малых лет воспитывала сына эстонцем. Для того чтобы познакомиться с эстонским языком и культурой, она отдала его в воскресную школу при посольстве Эстонии в Москве. Там же в эстонском посольстве сама учила эстонский язык, а весной 2009 года узнала о том, что есть возможность учиться в Эстонской художественной академии. А еще через два месяца Татьяна и Федор приехали в Таллинн.
«Я хочу защитить своего сына от России. Россия – тоталитарная страна», – говорит работавшая в Москве переводчиком Татьяна, она не была готова к тем трудностям, с которыми столкнется в Эстонии.
Три года назад Татьяна, которая к тому моменту перевелась из Художественной академии в Таллиннский университет, попала в полицию, т.к. работала, не имея разрешения на работу. Студенческий вид на жительство не позволяет работать.
Но она не могла не работать, иначе ей с сыном не на что было бы жить, не говоря уже о плате за обучение. Родственников в России, на которых можно было бы рассчитывать, у нее нет.
Татьяна признается, что приходилось даже голодать, и тогда она решилась давать частные уроки, ведь она знает 11 иностранных языков. Иногда на выставках, которые удавалось организовать, покупали ее картины, но все равно денег постоянно не было.
«Положение было ужасным и унизительным, - вспоминает Татьяна. – Слава богу, у меня есть сын, ради которого я живу».
Федор поступил в русскую школу, но уже через две недели ушел из нее, т.к. учителя были слишком пророссийски настроены, а ученики завидовали, что он знает эстонский язык лучше их.
Федор поступил в эстонскую школу, где у него сразу появились друзья. Он стал заниматься карате, а также в кружке любителей природы, который ведет зоолог Алексей Туровский. «Очень талантливый и трудолюбивый парень. Уверен, что в будущем он будет заниматься наукой», - отзывается о Федоре Туровский.
Но закон не принимает во внимание такие обстоятельства, как безнадежное финансовое положение матери, выдающиеся результате в учебе сына. Полиция, объяснив Татьяне, что любая работа без разрешения запрещена, хотела ее оштрафовать. По словам Татьяны, штраф она избежала по той простой причине, что на ее банковском счету не было ни евро. Татьяну предупредили, что в следующий раз, когда она будет ходатайствовать о виде на жительство, тот факт, что она работала, не имея разрешения, может стать роковым.
Два года назад Стомахиным стало чуть-чуть полегче. Благодаря поправке к закону иностранцам, получающим в Эстонии высшее образование, разрешили работать. Татьяна стала работать гидом в таллиннском познавательном центре «Энергия». Осенью она вновь поступила в университет на специальность «эстонский язык и эстонская культура».
Но эстонское гражданство Татьяне пока не светит. «Это самая большая проблема», - говорит она, и становится понятно, как устала она от долгого ожидания, бюрократических препятствий и жизненных невзгод.
Но Татьяна не намерена сдаваться и не собирается следовать примеру тысяч эстонцев, которые по той или иной причине разочаровались в Эстонии и уехали из страны. Несмотря ни на что ей нравится Эстония, нравится больше Финляндии, в которой она прожила девять месяцев. В Эстонии, говорит Татьяна, люди не боятся говорить о том, что думают.
Больше всего Татьяна желает, чтобы ее сын при первой же возможности получил эстонское гражданство. Она уверена, что это единственная возможность защитить Федора от тоталитарной России.
__________________
Комментарий
Руть Аннус
заведующая отделом политики гражданства и миграции МВД
При проведении политики гражданства Эстония исходит из того, что для получения гражданства человек должен стать членом эстонского общества, разделять его ценности и уважать эстонское государство. Кроме знания эстонского языка, этому способствует требование о проживании в Эстонии не менее восьми лет. Эстонское гражданство дает человеку право определять эстонское государство на политическом уровне через избирательное право.
Можно только приветствовать, что Татьяна и ее сын ценят возможность жить в Эстонии, выучили эстонский язык, хотят вносить свой вклад в общество и стать гражданами Эстонии. Но самореализация человека и его вклад в развитие эстонского общества не зависят от эстонского гражданства, все жители Эстонии имеют равные возможности.
После того как человек проживет в Эстонии восемь лет, у него сформируется твердая уверенность в том, что он хочет связать себя с Эстонией и быть лояльным по отношению к эстонскому государству, отказавшись от прежнего гражданства, мы рады будем видеть его гражданином Эстонии.
Через полтора года, когда Федору Стомахину исполнится 18 лет, он сможет отказаться от российского гражданства и ходатайствовать о гражданстве Эстонии. Татьяне Стомахиной для того чтобы получить эстонское гражданство, придется подождать несколько дольше.