Тем не менее, по крайней мере если верить собственной статистике Китая, переход произошел планомерно, что позволило избежать слишком резкого замедления роста ВВП. Согласно опубликованным в начале недели данным, рост экономики Китая в 2015 году составил 6,9%, что хоть и является самым низким показателем за последние 25 лет, однако соответствует ожиданиям аналитиков. Поэтому вспыхнувшая на биржах паника является несколько неожиданной, но, с учетом малоактивного участия населения Китая в деятельности фондовых рынков, она не должна оказать влияние на потребление домохозяйств.
Как происходящее в мире повлияет на Эстонию?
Поскольку средний эстоноземелец обычно владеет акциями только через посредничество II пенсионной ступени, то выброс адреналина на биржах прямо не повлияет на доходы людей. Негативное значение может, однако, иметь косвенное влияние, которое заставит как людей, так и предприятия, проявлять большую осторожность при принятии решений. Отрицательное воздействие низких цен на сырье яснее всего ощутили эстонская сланцевая промышленность и работающие в этой отрасли люди. Вследствие низких цен вынуждены экономить, как и предприятия Соединенных Штатов Америки по производству сланцевой нефти, оказались и эстонские производители, приостановившие производство в тех подразделениях, где использовалась более старая технология, не позволяющая сохранять конкурентоспособность при нынешнем уровне цен.
Хотя точные данные об этом получить трудно, низкая цена на топливо, возможно, повлияла и на результаты эстонской металлообрабатывающей промышленности. Различные предприятия действуют в сфере производства металлоизделий на основе отдельных крупных заказов, и прежде они, помимо прочего, обеспечивали работой различные предприятия, связанные с отопительным сектором и энергетическим сектором. Если в первой половине 2015 года объем производства металлопродукции вырос в годовом сравнении на 11%, то в период с июля по ноябрь индекс производства в отрасли упал на 7%. Подобным же образом можно рассуждать о том, обусловило ли уменьшение инвестиций в инфраструктуру в Китае и на многих других развивающихся рынках спад объема производства в телекоммуникационной электронной промышленности Эстонии, которая сама хоть продукцию конечному потребителю и не экспортирует, однако играет важную роль в глобальной производственной цепочке. Доля Китая в совокупном экспорте Эстонии была совершенно незначительной – 1,2% за 11 месяцев 2015 года.