Саквояж. Сингапур: крушение стереотипов

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Сингапур
Сингапур Фото: Bulls

Рассказывая о поездке в Сингапур, организованной недавно созданным Агентством по качеству высшего образования, ректор Института экономики и управления EcomenХанон Барабанер рассказывает о фантастических достижениях Сингапура в этой сфере, призывая разделить его восхищение. Но память услужливо подсказывает: Александр Вертинский, «Танго “Магнолия”». У того, кто не бывал в Сингапуре, это первая и единственная ассоциация.

«В бананово-лимонном Сингапуре, в бури,
Когда поет и плачет океан,
И гонит в ослепительной лазури
Птиц дальний караван…».

Эти пронизанные тоской строки Вертинский сочинил в 1931 году, в Бессарабии, оказавшись среди таких же, как он, изгнанников, бежавших в никуда из разрушенного привычного мира. «Танго “Магнолия”» обволакивало сладкими грезами, манило в далекие, до невероятности красивые края. С легкой руки Вертинского, «опаловый и лунный» Сингапур стал символом мечты, прекрасной, но, увы, несбыточной.
Cамый-самый
Реальный Сингапур, город-государство, занимающее остров в Юго-Восточной Азии, сегодня – одно из самых густонаселенных в мире мест. Что совершенно не мешает ему быть самым чистым городом на планете.
Сегодняшний Сингапур вообще по многим параметрам – «самый». Прежде всего, он один из самых безопасных городов в мире. Кроме того, здесь самые низкие в мире показатели инфляции и один из самых высоких в мире валовой национальный продукт на душу населения.
Наряду с Данией и Новой Зеландией здесь самый низкий в мире уровень коррупции, хотя еще два десятилетия назад Сингапур входил в десятку самых коррумпированных государств. К слову, Эстония в этом рейтинге на 26-м месте – показатель гораздо хуже, чем у Сингапура, но гораздо лучше, чем у Латвии с ее 59-м местом и уж, тем более, чем у России, которая занимает в рейтинге 154-ю строку.
В Сингапуре самый большой в мире зоопарк и самый удобный в мире аэропорт.
Люди в черном остаются в черном
Именно в этом аэропорту (чудо современной архитектуры – с прозрачными стенами, каскадными водопадами и цветущими садами!) представитель принимающей стороны встречает эстонскую делегацию, которую составили 20 специалистов в области высшего образования, из них 13 ректоров ведущих вузов. Позади 20 часов лета с пересадкой во Франкфурте. Езды до отеля – всего 25 минут. Вполне достаточно, чтобы обсудить роскошную автомагистраль и сингапурский воздух, который все уже успели вдохнуть и теперь не могут отдышаться.
«Перед поездкой я знал эту цифру – 35 градусов. Но сочетание с 90 процентами влажности дает ощущение, которое передать можно одним словом – баня! К тому же в этом температурном аду мы всю неделю должны были находиться в черных костюмах. Когда перед поездкой нам сообщили, что обязательно надо взять с собой черный костюм и галстук-бабочку, я решил, что для какого-то вечернего приема. Но мы оказались на месте, и стало ясно: черный костюм – это дневная одежда. Здесь принято во всех министерствах и других официальных местах, – а вузы относятся именно к таковым, – быть в черных костюмах, галстуках и белых сорочках. Спасало лишь, что все здания оснащены кондиционерами, иногда даже было холодно. Но между зданиями тоже приходилось передвигаться. Это было нелегкое испытание», – рассказывает ректор Института экономики и управления Ecomen Ханон Барабанер.
Позитивный шок
Сингапур считается одним из крупнейших рынков межнационального высшего образования в мире. И не только потому, что Национальный университет Сингапура входит в десятку, а Технологический университет в тридцатку лучших университетов мира. В государстве, которое в момент обретения независимости было нищей страной, импортировавшей даже пресную воду, изначально была взята за основу необходимость наращивания потенциала в образовании и в науке.
В преддверии разработки стратегии развития высшего образования в Эстонии нашей делегации предстояло изучить опыт Сингапура в сфере высшего образования и внести свои предложения.
«Наша поездка была организована на самом высоком уровне, – продолжает Ханон Барабанер. – Мы посетили министерство образования, почти все университеты, научные центры. Нам, работникам системы высшего образования, было очень интересно все это увидеть своими глазами. Но моим главным впечатлением стало крушение стереотипов. Кто-то считает Сингапур красивой заморской страной, экзотичной, но очень провинциальной. Это глубочайшее заблуждение! Мы убедились в том, что это действительно одна из самых высоко развитых стран в мире. В Сингапуре я испытал позитивный шок!»
Нам постоянно твердили, что государству нечего вмешиваться в свободную экономику и нет ничего хуже планового хозяйства. Но в Сингапуре за последние примерно сорок лет было восемь пятилеток. Знакомое и набившее оскомину слово, правда? Но в чем отличие их пятилеток от былых наших? Государство определяло на пятилетку приоритеты и разрабатывало механизмы, которые инициировали желание частного капитала, инвесторов устремляться в отрасли и сферы, соответствующие этим приоритетам: первая пятилетка – новая техника; вторая пятилетка – наука; третья пятилетка – знания…
Принцип гармонии
Еще один момент из области крушения стереотипов. Сингапур населяют три основные этнические группы: китайцы, малазийцы, индусы. Небольшие группы составляют арабы, евреи, тайцы, армяне. Казалось бы, этнические противоречия и конфликты неизбежны. И действительно, в 60-е годы прошлого столетия в Сингапуре были очень мощные столкновения и на национальной, и на языковой почве. Но был принят – и неуклонно исполняется! – суровый закон, карающий за любое проявление национальной вражды и ненависти. Недопустимы даже высказывания подобного рода в Интернете. Ау, эстонские демократы!
Словом, с 70-х годов межнациональные конфликты в стране практически прекратились. Одновременно правительство провозгласило принцип гармонии, которому следуют все системы: образования, армии, жилья, других социальных сфер.
Сингапур нашел и уникальное решение языковой проблемы. Государственный язык здесь малайский, на нем написана Конституция, исполняется гимн. Но при этом в Сингапуре четыре официальных языка: английский, китайский, малайский и тамильский, на котором говорит население южной Индии.
День вчерашний, день завтрашний
Поразительной красоты суперсовременный город бережно сохранил особняки колониальной эпохи, построенные в викторианском стиле. Позади них высятся небоскребы, не просто башни из стекла и бетона с окошками, а изящные, элегантные строения.
Когда на город спускается ночная тьма, зажигаются миллионы огней. Эта потрясающая световая симфония никого не оставляет равнодушным.
Сплав нового и старого в облике Сингапура не уничтожил культуру народов, которые там живут. «В Сингапуре очень большой огромный Китайский город: здесь звучит китайская речь, здесь продают китайские товары, кормят китайской кухней, здесь поражает воображение китайский Театр теней. А Маленькая Индия будто шагнула в реальную жизнь из индийских фильмов: очень красивые женщины в сари и красавцы-мужчины. И – огромная взаимная толерантность! Буддистский храм на площади соседствует с мечетью, католическим и православным соборами, армянской церковью и синагогой. Буквально рядом!» – рассказывает Ханон Барабанер.
Образование как экспорт
Решение уйти от национальных противоречий было подкреплено переводом гимназического и высшего образования на английский язык. Это дало колоссальные результаты. Прежде всего, была снята языковая проблема. А следствием перевода системы высшего образования на английский язык стало привлечение в Сингапур лучшей профессуры мира, благодаря чему в университетах аккумулировался мощнейший интеллектуальный потенциал.
Но каждый университет – это несколько десятков тысяч студентов, из которых около 40 процентов – студенты-иностранцы. Студенты приезжают учиться в Сингапур и привозят деньги. Кроме того, помогают устанавливать контакты с другими государствами. И сегодня система образования и науки в Сингапуре дает едва ли не треть дохода государства.
«У нас считается, что система образования потребляет. Но опыт Сингапура показал, что это видоизмененный экспорт. Более того, в Сингапуре создана одна из самых обширных в мире система подготовки докторов: туда едут получать докторскую степень, там созданы колоссальные условия для исследовательской работы», – рассказывает Ханон Барабанер.
Кстати, именно благодаря научным разработкам в Сингапуре самые высокие технологии переработки нефти. Самой нефти в стране нет, а перерабатывают лучше, чем где-либо в мире, и Арабские Эмираты везут нефть на переработку в Сингапур. Таким образом был обеспечен еще один важный момент: в Сингапуре теперь один из крупнейших портов в мире.
В 60-е годы годовой доход на душу населения в Сингапуре был 427 долларов, сейчас – 58 тысяч. Это примерно в три раза выше, чем в Эстонии.
Для того чтобы пойти по пути Сингапура, Эстонии не хватает лишь одного – государственной мудрости. Во всяком случае, так утверждает один известный ученый.

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх