Прошлой осенью из Русского театра ушел директор, и министр культуры Лайне Янес нашла миллион для решения налоговых проблем. Нынешней осенью министр уволила директора ERSO Андреса Сийтана и нашла для латания налоговых дыр 1,5 млн крон. Похожий почерк, не так ли?
Замена директора не решит проблемы
Чтобы предугадать будущее Эстонского государственного симфонического оркестра (ERSO), можно спросить: помогло ли прошлогоднее разовое денежное вливание уменьшить налоговую задолженность Русского театра? К сожалению, нет. Скорее, наоборот. Если в сентябре прошлого года задолженность театра по налогам составляла 900 000 крон, то к 1 ноября этого года она выросла до 1,3 миллиона крон.
Руководители культурных учреждений, опасающиеся гнева министра Янес, в приватных разговорах с журналистами признаются, что разовые субсидии, выделяемые для латания дыр, не могут решить системную проблему, имеющуюся в ведомстве Министерства культуры. Эта проблема — урезание бюджета на грани возможного.
Если, например, министр образования Тынис Лукас сумел оградить учителей от урезания зарплаты, а министр обороны Яак Аавиксоо дрался, как лев, за сохранение оборонных расходов, то сферу министра культуры Лайне Янес покромсали, и весьма основательно.
Postimees ознакомился с налоговыми долгами всех учреждений, подчиняющихся Министерству культуры, и нашел там несколько отдельных должников.
Помимо 1,3-миллионной задолженности Русского театра, в начале ноября значился также 700 000-кроновый долг Кукольного театра и долг ERSO — примерно полмиллиона крон.
Однако небольшое количество должников говорит не о хорошем экономическом положении учреждений культуры, а о способности их руководителей держаться за каждый сент и урезать, урезать, урезать.
Канцлер Министерства культуры Сийм Суклес сообщил, что они уже проанализировали бюджетное положение своих подведомственных учреждений и попросили дополнительных разъяснений еще и у Eesti Kontsert, Эстонского морского музея, Паламузеской приходской школы-музея Оскара Лутса, Харьюмааского музея и театра Vanalinnastuudio.
«Эти учреждения практически в полном объеме использовали деньги, выделенные на этот год, и предъявили на этот счет свои пояснения», — сообщил канцлер в письме, присланном в понедельник Postimees.
Член Партии реформ и бывший министр культуры Сигне Киви в 2002 году взяла не себя политическую ответственность за миллионы, похищенные Аво Вийолом из фонда Кultuurkapital, и подала в отставку. Но ушла бы Киви с поста министра культуры в том случае, если бы культурная общественность была настроена против нее?
Скорее скажу — да
«Мой ответ был бы скорее — да. Если от этого может выиграть подведомственная сфера в целом и можно начать, так сказать, с чистого листа, то непременно нужно взвесить возможность отставки. Однако ответственный министр должен сначала попытаться решить конфликт», — сказала нынешний ректор Эстонской художественной академии Киви.
Напрямую она никого не критикует: «Я не знаю ни одного министра культуры, который в душе не болел бы за сферу культуры». В то же время Киви согласилась с тем, что в связи с урезаниями в области культуры настал последний предел.
«Несмотря на то, что работники культуры вкладывают свой энтузиазм и творчество, преданы своему делу и при нынешних зарплатах, в какой-то момент мы достигнем критической черты», — сказала она. Однако министр культуры Янес заявила, что в правительстве она активно отстаивала интересы подведомственных учреждений министерства.
«У нас не закрыли ни одного учреждения, как это случилось, например, в Латвии и Литве», — сказала она и сообщила, что в следующем году бюджет министерства увеличится на 14,5 процента. «Так что, не стоит говорить, будто я недостаточно отстаиваю свою сферу», — добавила Янес.
По словам бывшего министра культуры Яака Аллика, вместе с отменой льгот на налог с оборота бюджет театров за два года сократился на 30%. «Министерство культуры совсем не рассматривает то, на сколько вообще можно сократить бюджет того или иного учреждения, — сказал Аллик. — Они урезали всех одинаково, однако вместо министерства это легко мог бы сделать и компьютер Минфина».
По мнению Аллика, совершенно очевидно, что урезания превысили грань возможного. «Финансовое положение ERSO — это скорее всего предлог, с таким же успехом можно уволить руководителей еще десяти учреждений, это вообще не проблема», — сказал он.
По мнению Аллика, сейчас Министерство культуры платит за ошибки, возникшие из-за их собственной кадровой политики. «Значит, ERSO — следующий», — сказал он. Руководитель Кукольного театра Меэлис Пай сказао,что 700 000-кроновый минус в начале ноября говорит о том, насколько хрупким сейчас может быть бюджет культурного учреждения.
«У нас этот временный минус появился из-за того, что нам пришлось отменить представления мюзикла, запланированный доход от которых был два миллиона крон, — сказал он. — Тогда мы и решили рассрочить свою налоговую задолженность».
Сильное падение
Пай добавил, что ближайшее будущее покажет, превысили ли урезания, обрушившиеся на учреждения культуры в последние годы, грань возможного, или нет. «Я еще никогда не видел так много директоров с седыми волосами и озабоченными лицами, как на последних совместных совещаниях», — признался он.
По театрам и концертным учреждениям ударили не только бюджетные урезания, но и отмена льгот на налог с оборота с продажи билетов. Для театров это означает ежегодную потерю миллионов крон.
Например, Кукольный театр потерял 26 процентов государственной поддержки, то есть более трех миллионов крон, а вдобавок к этому — недополучил более миллиона крон в связи с отменой льгот на налог с оборота.
По словам руководителя Паламузеской приходской школы-музея Арне Тегельманна, в этом году они получили от государства примерно вдвое меньше денег, чем пару лет назад. Кроме того, существенно урезали и фонд заработной платы.
«В лучшие времена государство поддержало нас 1,4 миллиона крон, а в этом году получим, наверное, 1,1 миллиона, — сказал он. — Сумму начали сокращать в конце 2008-го, а потом и в 2009-м, и в этом году».
Директор Русского театра Пауль Химма сказал, что долги театра появились до его вступления в должность. «Мы уже целый год работаем в режиме экономии — это означает и сокращение работников. В этом году зарплата всех людей уменьшилась на 15 процентов, — сказал он. — За три года доходы нашего театра сократились на 25-30 процентов».
По словам Химмы, несмотря на то, что задолженность по налогам увеличилась, остальные долги сократились. По мнению директора Русского театра, замена руководителя не решит финансовые проблемы ERSO.
«Я не думаю, что в нашей маленькой Эстонии найдется так уж много руководителей культуры», — сказал он.
Задолженности по налогам к 1 ноября
• Русский театр — 1,3 млн крон
• Эстонский государственный кукольный театр — 0,7 млн крон
• Эстонский государственный симфонический оркестр —0,5 млн крон
Источник: krediidiinfo, Налогово-таможенный департамент