Эстонский язык и конкуренция
В Нарвском профессиональном учебном центре на сегодня 101 работник, из которых учителей – 61. И только десять из них владеют государственным языком на C1, еще 14 начали учиться на эту категорию, чтобы вписаться в процесс перехода профобразования на эстонский язык: с 2020 года по крайней мере 60 процентов обучения в профшколе для выпускников девятых классов должно вестись на эстонском.
Считается, что в силламяэском ПТУ с эстонским языком обучения попроще (или похуже, если смотреть с точки зрения государственной политики). Отчасти поэтому из русскоязычной Нарвы сюда ежедневно приезжают 250 учеников. Инна Назарова всегда открыто заявляла о невозможности и ненужности перевода профобразования на Северо-Востоке на эстонский язык: «К нам приходят после основной школы, многие не владеют эстонским совершенно, именно поэтому они и не идут в гимназии, а выбирают рабочие специальности».
Студентка первого курса поварского отделения Ева рассказывает, что обучение на эстонском языке у них в некоторой степени ведется, но сама она хотела бы изучать его интенсивнее. Ева приехала из Санкт-Петербурга – ради диплома европейского образца. «У нас на курсе человек 25, и из них только трое из Силламяэ. Много из Нарвы и Кохтла-Ярве, несколько из Тарту и Таллинна. Силламяэское училище имеет довольно высокий рейтинг, и его выпускников-поваров охотно берут и на стажировку, и на работу», – говорит петербурженка.
«Здоровая, нормальная конкуренция должна быть всегда и везде – это фактор, который подвигает людей на хорошую работу, – считает Инна Назарова, сожалея, что ее доводы против объединения училищ не слышат. С ее точки зрения, экономии средств эта реформа все равно не даст, наоборот, повлечет за собой дополнительные расходы, например, на перевозку людей: «Я пришла к выводу, что коллективизация, которую мы проходили в свое время в разных сферах, – вспомним хотя бы колхозы – ни к чему хорошему не приведет».