Cообщи

Ярослав: между сагой и развесистой клюквой

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
На месте уничтоженного разбойничьего логова Ярослав основывает город, который позже люди назовут его именем.
На месте уничтоженного разбойничьего логова Ярослав основывает город, который позже люди назовут его именем. Фото: Кадр из фильма

Таллиннская премьера исторического блок­бас­тера «Ярослав. Тысячу лет назад» состоялась во время фестиваля «Темных ночей». С 11 декабря его смогут увидеть те, кто не попал на тот единственный фестивальный сеанс в «Космосе».

В заглавной роли — актер таллиннского Русского театра Александр Ивашкевич. И это — одна из главных удач картины.

Российский кинематограф, наконец-то открывший для себя этого артиста, использует не только его отменные физические данные, красоту, харизматичность, умение носить исторический костюм, пластику, искусство ездить верхом и биться на мечах, но и то не столь уж частое в современных актерах качество, как способность передавать драматизм мысли, дать понять зрителю, что за словами и поступками его героев остаются скрытые и трагические глубины характера, напряженная работа души.

Его князь Курбский в сериале «Иван Грозный» был сложным образом, актеру удалось снять со своего героя клеймо предателя и показать, что близкий друг грозного царя, выигравший для него не одну битву, просто не мог продолжать служить Ивану, когда тот превратился в параноика, ведущего державу к распаду.

Роль Ярослава проще. И сложнее. Проще потому, что сценарист Марина Кошкина и режиссер Дмитрий Коробкин избавили князя от противоречий характера. Сложнее — потому, что, пойдя по этому пути, они избавили его вообще от какого либо характера, оставив пустую и пафосную оболочку, и Ивашкевич, актер чуткий и интровертный, старательно избегающий пафоса в своих театральных ролях, вынужден был заполнять эту оболочку собственным пониманием роли.
И, нужно сказать, рыцаря без страха и упрека он сыграл отлично!

История как предлог
Искать в этой картине историческую достоверность — напрасное занятие. Фильм снимался к 1000-летию основания города Ярославля, в основе его лежал один-единственный реальный факт: Ярослав действительно заложил этот город в 1010 год от Р.Х., в бытность свою князем Ростова Великого, и одна легенда, будто во время этой кампании князь лично зарубил топором медведицу, которой поклонялось местное языческое племя, доказав тем самым преимущество христианства перед язычеством.Вольное обращение с историей вообще свойственно кинематографу.

Если вы попробуете изучать историю Древнего Рима по голливудским «пеплумам», то в вашей голове сложатся совершенно дикие представления об античности. Сегодняшний российский кинематограф заразился от Голливуда этой болезнью, и такие фильмы, как «Александр. Н­ев­ская битва», «1612», «Слуга государев» и даже несравненно более талантливый «Царь» с точки зрения исторической правды ближе всего к откровенному фэнтэзи «Волкодава».

В конце концов, и в более плодотворное для российского кинематографа время фильмы «Ярослав Мудрый»      (1981) и «Ярославна, королева Франции» (1978) вполне достоверными не назовешь. «Ярославна…» вообще была откровенным стебом на исторические темы, хотя образ мудрого Великого Князя Киевского в исполнении Кирилла Лаврова кажется наиболее убедительным из всех Ярославов.

Лучшее в фильме Дмит­рия Коробкина — актеры: Александр Ивашкевич (Ярослав), Алексей Кравченко (Харальд), Виктор Вержбицкий (боярин Святозар)… и совершенно удивительный мальчик Федор, играющий княжеского сына Илью.

Вот только зря его досрочно осиротили: Илья и первая жена Ярослава Анна, судя по глухим упоминаниям в некоторых исторических источниках, погибли в 1017 или     1018 году, когда Святополк Окаянный и польский король Болеслав Храбрый взяли Киев и жестоко расправились со сторонниками Ярослава.

Девушки — боярская дочь Желанна (Елена Плаксина) и дочь вождя языческого племени Райда (Светлана Чуйкина) — как водится в подобных фильмах, ухожены и в XI веке вовсю пользуются косметикой XXI века.

Хорошо поставлены и бои. Сурово, захватывающе и не слишком натуралистично. Все остальное — развесистая клюква.

«Детективная» линия картины не выдерживает критики. Чего ради боярин Святозар интригует против своего же князя — совершенно непонятно. Разве что от того, что артист Вержбицкий преуспел в ролях всяких гадов ползучих, и в данной картине его решили использовать в том же амплуа.

Все начинается со сценария
Кто таков таинственный Филин — внедренный в окружение князя агент банды работорговцев невыясненной национальности (с хазарами к тому времени было покончено, а половцы еще не появились), зритель догадывается мгновенно.

Отношения между Ярославом и языческим племенем медведей выстраиваются по модели отношений федерального центра с Рамзаном Кадыровым. Вождь «медведей» Мелей ставит Ярославу условие: мы покоряемся тебе, но управлять собой будем сами и свои обычаи сохраним.

С именами — полная катастрофа. Часть заимствована из летописей — и они по крайней мере достоверны. Но Святозар (правильнее — Светозар), Желанна, Горазд, Невзор и т.д. — это уже из русской исторической драматургии конца XVIII века, когда авторы, не зная подлинных имен древних славян, придумывали собственные, звучавшие вполне натурально.

Но хуже всего получилось с Харальдом. Очевидно, это единственное скандинавское имя, известное госпоже Кошкиной. Ярославу действительно служил в качестве ярла (вождя) варяжской дружины некий Харальд, но это было уже в киевский период жизни князя.

Родился тот Харальд в 1004 году, так что в 1010-м ему было всего шесть лет.  Однако Харальд не был предателем, он верно служил князю и в 1043 году женился на его дочери Елизавете, а через четыре года при поддержке Ярослава стал королем Норвегии.

Вообще образ Ярослава получился не только идеализированным, но и чересчур благостным. Ярослав в самом деле не любил воевать, однако прекрасно понимал, что, как стали говорить лет 850 спустя отважные жители американского фронтира, с помощью доброго слова и револьвера Кольта можно добиться куда больше, чем одним лишь добрым словом. Он вел свою политику с позиции силы, а если рука, держащая меч, тверда, то обнажать оружие приходится не слишком часто.

И православная истовость князя, достигающая кульминации в пафосном финале, явное преувеличение. В те времена отношение к религии было иным, чем сейчас.

К тому же при жизни Ярослава христианство еще не окончательно раскололось на православие и католицизм, и Великий Князь Киевский был западником: сестру он отдал за польского короля, дочерей за норвежского, венгерского и французского, а сына Владимира женил на дочери  англосаксонского короля.

К Византии относился с недоверием: видно, помнил, как хитрые греки манипулировали его дедом Святославом и отцом Владимиром. Заслуга Ярослава не столько в основании города, носящего его имя, сколько в том, что он превратил Русь в мощную империю, дал ей и то, что тогда заменяло конституцию (закон о престолонаследии), и уголовный кодекс (Русскую Правду), уделял  внимание просвещению и т.д.

Но создатели картины и не ставили себе задачу рассказать о герое все. Они сняли сказку, которая, право же, смотрится совсем неплохо. Во всяком случае, эта картина на голову выше и «Н­ев­ской битвы», и «Волкодава». Прекрасная актерская игра, средняя режиссура и неудовлетворительный сценарий.
Но последнее зритель простит!

Кинофильм

«Ярослав. Тысячу лет назад».
Исторический боевик.
Россия, 2010.
Режиссер и оператор:
Дмитрий Коробкин
Сценарист: Марина Кошкина
В ролях: Александр Ивашкевич, Алексей Кравченко, Виктор Вержбицкий, Валерий Золотухин, Светлана Чуйкина, Елена Плаксина, Борис Токарев и др.

Ключевые слова

Наверх