Эхала отмечает, что до сих пор все свежие предвыборные обещания и программы основаны на предположении, согласно которому Эстонию ждет стабильный рост экономики.
«Это, по всей видимости, основано на вере в то, что кризис совсем закончился и грядет стабильный и ровный период роста. Предполагают, что мы будем жить в общепринятых условиях либеральной экономики, где импорт и экспорт товаров – основной путь к обогащению», - пишет Эхала.
По оценке автора, такая модель до сих пор была основой царящего в Эстонии «неолиберального консенсуса», при котором создавалась благоприятная среда для бизнеса, а государство вмешивалось в экономику как можно реже. Благодаря этой модели до последнего времени Эстония быстро развивалась.
Эхала отмечает, что за более светлым (по сравнению с годами кризиса) ближайшим будущем может скрываться долгий, десятилетний период слабого экономического роста, как в годы Великой депрессии в США.
Автор ссылается на совместный отчет ВТО и ОЭСР, в котором говорится, что с 2008 года страны Большой индустриальной двадцатки неоднократно принимали меры, препятствующие свободной торговле, и растущий протекционизм может помешать всей мировой торговле. При этом топливо и продукты продолжают дорожать во всем мире.
«Нестабильность продуктового рынка мотивирует страны уже сейчас искать альтернативные решения. Даже пустынные страны, богатые нефтью, строят дорогие системы для орошения полей, чтобы не зависеть от мирового рынка. Подорожание продуктов особенно жестко сказывается на бедных странах, что может увеличить иммиграционное давление на Европу и увеличить нестабильность», - пишет Эхала.