Может ли эстонская фирма выйти на рынок ЕС?
Битва за рынок
Однозначного ответа на вынесенный в заголовок вопрос нет. Однако история, случившаяся с эстонской фирмы Magnum по продаже лекарств, попытавшейся пробиться на рынок Финляндии, достаточно поучительна, чтобы задаться им.
Magnum занимает довольно прочное место на эстонском рынке лекарств, сумев обойти в Эстонии конкурентов из числа финнов. А вот попытка выйти на финляндский рынок сорвалась якобы из-за противостояния финских аптек. Хотя не исключено, что это происки фирм, с которыми Magnum конкурирует в Эстонии.
Примечательно, что Magnum уже заключила контракт с действующей по всему миру фармацевтической фирмой Glaxo Smith Kline (GSK) об оптовой поставке ее продукции в Финляндию. Однако GSK решила отказаться от договора.
Как утверждает Magnum, из-за того, что финские аптеки пригрозили снизить закупки лекарств GSK, если контракт достанется Magnum. Если это действительно так, то выходит, что эстонские предприятия все же не имеют возможности выйти на рынок Финляндии. По сути это протекционизм.
Конечно, можно задаться вопросом, а открыт ли в этой области эстонский рынок для предприятий других стран ЕС или мы тоже чиним препятствия?
Четыре основные свободы — свободное передвижение товаров и услуг, лиц и капитала внутри ЕС — вот основа его экономического фундамента. Мы можем задаться вопросом: это идеал или реальность? Ответ очевиден — это идеал, на пути к которому достаточно всякого рода препятствий. Принятые в странах — членах ЕС правила отличаются гармонией далеко не во всех делах, да и исторически сложившиеся рынки разных стран отнюдь не одинаковы. В одних деловых сферах общих черт больше, в других — меньше.
Впринципе необходимо стремиться к тому, чтобы названные четыре основные свободы, с одной стороны, увеличивали конкуренцию во всех странах — членах ЕС, с другой — гарантировали предприятиям в странах ЕС возможность конкурировать на рынках в других странах ЕС. В итоге мы — потребители — будем иметь самые выгодные цены, а производители больший доход.
Следовательно, по разным причинам мы должны быть заинтересованы в устранении всевозможных необъяснимых препятствий на рынке Эстонии и, разумеется, в том, чтобы такие препятствия были устранены и на остальных рынках. Однако идеал — это еще не реальность, и история с фирмой Magnum тому пример.
Годовой оборот рынка лекарств Финляндии составляет 2 млрд евро. Magnum рассчитывала заполучить треть рынка.
Заметим, что в прошлом году оборот Glaxo Smith Kline в пересчете на эстонские кроны составил примерно полтриллиона и прибыль сто миллиардов крон (в евро соответственно 32 и 6 млрд). Своего рода битва гигантов, только весовые категории у них очень разные.