Недавно руководство телеканала «Матч ТВ» наконец объяснило, почему Василию Уткину запрещено комментировать футбольные матчи и другие соревнования. Оказывается, Вася нарушил спортивный режим. «Экспресс-газета» рассказывает о многочисленных предшественниках Уткина, которые тоже допускали серьезные нарушения в эфире и за пределами комментаторской кабины.
Храп в спортивном эфире: с кого из коллег брал пример Василий Уткин
В декабре телекомментатор с фигурой сумоиста на пенсии изрядно подпортил свой имидж. Во время репортажа о матче Лиги чемпионов между немецким «Байером» и испанской «Барселоной» Василий Уткин заснул и вообще пропал из эфира. А вернувшись в игру, почему-то стал называть испанский клуб «нашими», а немцев - «французами». Васе вдруг померещилось, что за «Барселону» стал играть... Олег Шатов из питерского «Зенита». Позже одного из игроков «Барсы» комментатор заплетающимся языком назвал Ивановым, а всех вместе - «российскими эстафетниками», вероятно, перепутав футбол с биатлоном. Короче, Уткин нес полную пургу, а в конце первого тайма попрощался со зрителями, забыв, что в футбол играют не 45, а 90 минут.
Болельщики, смотревшие этот матч, были уверены, что Уткин попросту пьян. Они угорали от смеха. Сам бедолага объяснил такой казус «хроническим расстройством сна», но Тина Канделаки ему не поверила. Она отстранила Васю от ведения репортажей на неопределенное время.
Кстати, Уткин после этого сдал коллег. Пытаясь как-то приуменьшить степень своего позора, Василий рассказал, что во время прямого эфира засыпали и другие телекомментаторы «НТВ плюс» - Юрий Розанов, Михаил Мельников и Дмитрий Донской. Причем Донской реально храпел! Добавим, что на прошлой неделе Уткин перестал быть штатным сотрудником «Матч ТВ». Теперь он будет работать по договору, и в эфире Васю мы будем слышать гораздо реже.
Уткину и Ко, если разобраться, было с кого брать пример. Известный советский хоккеист Евгений Зимин после окончания спортивной карьеры работал телекомментатором. Получалось это у него неплохо, и на Олимпийские игры в Калгари Зимин поехал в качестве аккредитованного журналиста от Гостелерадио СССР. Там он и отличился. Советская хоккейная дружина под руководством легендарного Виктора Тихонова досрочно обеспечила себе золотые медали, и последний матч с финнами для нашей команды уже ничего не решал. Комментировать игру СССР - Финляндия должен был Зимин. Однако двукратный олимпийский чемпион в назначенный час на ледовую арену не прибыл, а все попытки дозвониться до него ни к чему не привели. Как позже выяснилось, Евгений Владимирович решил с друзьями отметить победу наших хоккеистов. Погуляли так здорово, что на следующий день Зимина не смогли разбудить ни звонкая трель будильника, ни громкий стук горничной в дверь, ни звонки администратора. Комментатор очухался, когда матч был уже в самом разгаре. Разразился жуткий скандал, и Евгения Владимировича после этого надолго убрали из эфира. Правда, огласке тот случай предавать не стали.
С дуба рухнул
Несколько лет назад бурное обсуждение вызвал прокол популярного телекомментатора Дмитрия Губерниева. В перерыве футбольного матча «Спартак» - ЦСКА он назвал вратаря «Зенита» Вячеслава Малафеева «говном, которое будет стоять в воротах сборной России». Да еще и рассказал на всю страну, как жена голкипера Марина Малафеева ночью удирала на своей машине от ментов и в результате погибла в автокатастрофе. Губерниев был абсолютно уверен, что телезрители его не слышат, что все это он рассказывает только своему коллеге Дмитрию Градиленко. Однако из-за технического сбоя интернет-трансляция на портале Sportbox.ru продолжалась и в перерыве матча! Малафеев обиды не стерпел и подал на телекомментатора в суд.
Руководство телеканала «Россия-2», где тогда трудился Губерниев, наказало его чисто символически. Диму, который больше всего любит биатлон, отстранили от работы на футбольных матчах.
- Это просто смешно. Он никогда не был футбольным комментатором. Разве это наказание?! - возмущался знаменитый в прошлом телекомментатор Владимир Перетурин. - Будь я руководителем канала, за такой ляп отстранил бы Губерниева от всех эфиров на год или два. В советское время у нас было железное правило: если ты находишься рядом с микрофоном, нельзя говорить ничего лишнего - независимо от того, включен микрофон или нет.
Владимир Иванович дал понять, что у Губерниева на ВГТРК есть высокие покровители:
- Любого другого за такие речи точно бы «съели». А Губерниев легко отделался.
Бывали и вовсе анекдотичные случаи. Наум Дымарский, сообщая в программе «Время» о новостях спорта, вдруг почувствовал, что вместе со стулом опускается все ниже. Ошалевшие телезрители стали свидетелями того, что туловище комментатора исчезло с экрана - осталась только часть головы. Как выяснилось, Дымарского подвела конструкция стула, сиденье не было зафиксировано.
Знаменитый в советские годы Вадим Синявский во время радиорепортажа о матче в Москве решил залезть на дерево - оттуда футбольное поле хорошо просматривалось. В какой-то момент после неловкого движения Синявский полетел вниз. Но быстро поднялся, вернулся на исходную позицию и выдал в микрофон: - Дорогие друзья! Не переживайте! Мы с вами, кажется, упали с дерева!
Владимира Маслаченко, бывшего вратаря «Спартака», тоже отстраняли от эфира. Импозантный телекомментатор как-то провез через таможню незадекларированные товары, и об этом сразу известили руководство «Останкино». В 90-е годы Маслаченко всерьез увлекся горными лыжами и стал пропагандировать на ТВ этот вид спорта, а также фристайл, который тогда еще не культивировали в России. Владимира Никитовича обвинили в пропаганде буржуазных ценностей и в том, что он рекламирует зарубежный спортивный инвентарь. Маслаченко понял: в программе «Время» лучше говорить о футболе и хоккее, за это не накажут.
А вот Николай Озеров, самый знаменитый телекомментатор Советского Союза, который побывал на 15 Олимпиадах - зимних и летних, однажды едва не пострадал за излишнюю эмоциональность. На чемпионате мира по хоккею в Стокгольме он вел репортаж о матче СССР - Чехословакия. Игра складывалась трудно для наших хоккеистов, поэтому эмоции у Озерова били через край. В перерыве матча раздался звонок из Кремля. Оказалось, этот матч смотрит глава государства Брежнев, ярый хоккейный болельщик. Звонил член Политбюро ЦК КПСС Суслов:
- Николай Николаевич, не нагнетайте. Леонид Ильич и так очень переживает, а у него сердце пошаливает. Не надо так кричать.
После такого звонка Озеров, по его же словам, не знал, что делать. Он даже боялся повысить голос, когда наши хоккеисты поразили чужие ворота! Говорил тихо и был не похож на себя. Телевизионное начальство, разумеется, это заметило и хотело сделать втык мэтру. Когда Озеров объяснил, в чем дело, претензии были сняты.
Цитата
Владимир Перетурин, спортивный комментатор, работавший на Гостелерадио и Первом канале:
- Все эти комментаторы с птичьими фамилиями - Уткин, Гусев, Орлов - это безобразие. На Первом канале все кагэбэшники, но Гусев главный из них. Он же и выжил меня с телевидения. А все остальные комментаторы часто говорят не о футболе, а о том, как много они знают. Раньше не было Интернета, я был вынужден выписывать иностранные газеты и все новости узнавал оттуда. Они сейчас имеют возможность читать и слушать, что угодно, поэтому на матче «Динамо» - «Спартак» рассказывают о том, что происходит в «Реале» или «Манчестере», показывая свои знания. Да и штампов у молодых ребят много. Раньше у комментаторов даже штампы свои были, а сейчас - нет.
Язык без костей
Николай Озеров:
* Извините за опоздание на прямой эфир. Мы тут с ралли, долго ехали, вот и опоздали.
* Удар, гол! Х…! Штанга!!!
Котэ Махарадзе:
* И вот с мячом Олег Блохин - удар - Г-О- О-О-Л!!! Но, к сожалению, мяч попал в штангу, было вне игры, да и вообще мне помощники подсказывают, что это был не Блохин.
* Пока мяч в воздухе, коротко о составах играющих команд…
* Заканчивается семнадцатая минута, и мгновенно пошла восемнадцатая.
Владимир Перетурин:
* Hашим игpокам после победы в 1955 году над чемпионами миpа - футболистами ФРГ дали большие подаpки. Пять игpоков получили кваpтиpы, а остальные - телевизоpы. До этого давали в основном велосипеды.
* Поскольку у нас пpямая тpансляция втоpого тайма, то мы попpосили «Спаpтак», чтобы свои голы он забивал во втоpом тайме.
* Объявили, что на матче «Спартак» - «Реал» присутствует Евгений Примаков. Он от волнения весь матч просвистел. Это плохая примета. Если свистеть, денег не будет, но у нас же с вами денег и так нет!
Владимир Маслаченко:
* Альваро Рекоба делает прыжок для газеты «Пионерская правда». Такие номера я называю полотёрскими.
* Не всё, что падает в штрафной, - пенальти, между прочим.
* 40 тысяч зpителей на тpибyнах «Сан-Сиpо», два миллиаpда с лишним - доход от проданных билетов. Вот вам и вся экономика. Все пpосто, как y Ленина.