По оценке председателя правления Bigbank Кайдо Саара, на банковском рынке в Эстонии настала эпоха, в которой маленькие и гибкие специализированные банки быстро растут, а крупные и неповоротливые - топчутся на месте или даже уходят из бизнеса.
Bigbank: в Эстонии началась эра маленьких банков
«В Эстонии наблюдается бум маленьких банков – так можно образно описать сложившуюся ситуацию, - объяснил председатель правления Bigbank Кайдо Саар. - Это дает уникальную возможность – крупные международные предприятия отказываются от бизнеса, поскольку не считают эстонскую экономическую среду привлекательной. Если они не уходят с рынка совсем, то в качестве альтернативы рассматривают замораживание части бизнеса. Например, Danske Bank уже некоторое время назад отказался от обслуживания розничных клиентов, а недавно и контору DNB заменили прилавком с горячей едой Rimi. Стагнационное настроение – это то, что дает многим эстонским предпринимателям шанс противостоять международному капитализму: по-настоящему хорошие бизнес-сделки совершаются во время кризиса, который в Эстонии во многих сферах уже давно наступил».
«Если маленькие банки могут предложить лучшие условия, это значит, что у крупных банков отсутствует большой интерес к клиентам. Хотя цена денег у них значительно выгоднее хотя бы благодаря эффекту масштабности, они не готовы делиться этим с клиентами, скорее наоборот. Если до сих пор универсальные банки устанавливали ту плату за обслуживание, которую считали нужным, то сейчас ситуация поменяется», - рассказал Кайдо Саар.
«Благодаря развитию технологий привычки людей сильно изменились и продолжают меняться, - сказал Саар. - Если раньше путевки покупали через турбюро, то сейчас клиенты предпочитают сами составлять пакеты, используя для этого различных посредников - Hotels.com, Airbnb, Orbitz, Uber и другие. Причина проста: так можно не только сэкономить, но и самому распоряжаться своим временем и принимать решения. Та же ситуация наблюдается и в банковском секторе, где появляются различные альтернативы, которые клиенты с радостью готовы использовать. Как потребитель я хочу сам решать, когда, какие и чьи банковские услуги я буду использовать».
По словам Кайдо Саара, в будущем банк будет представлен в смартфонах в виде различных приложений. «Приведу пример: я открываю расчетный счет в банке LHV, куда переводят мою зарплату. Из LHV я делаю бесплатный внутригосударственный перевод на счет Pocopay, который предлагает очень удобные возможности для ежедневных расчетов. Оттуда в свою очередь перевожу деньги на счет Revoluti, который обеспечивает мне очень выгодный обмен валюты, платежную карточку и бесплатное снятие наличных по всему миру. Для мобильных платежей в магазинах и ресторанах я использую мобильную карточку Bigbank», - отметил он.
«Недавно предприятие PKC Grupp сообщило, что закрывает производство в Эстонии и сокращает свыше 600 человек. Производство переведут в страны, где рабочая сила дешевле. Это значит, что Эстония из страны-подрядчика с низкооплачиваемой рабочей силой становится государством, создающим рабочие места с высокой добавочной стоимостью», - отметил Кайдо Саар.
«Высокая добавочная стоимость появится, когда вместо производства кабелей мы будем предлагать масштабные инновативные решения, которые будем экспортировать в Европу и в другие страны. Как руководитель Finance Estonia Fintech я могу сказать, что банковский и финансовый сектор в Эстонии – это одно из направлений развития, в котором возможен прорыв», - считает Саар.
«В то же время я считаю, что для успеха нужно активное вмешательство со стороны государства, - добавил Саар. - Пустые лозунги в прессе не дадут результата, необходимо активное общение политиков с представителями различных областей. Нужно задавать правильные вопросы - например, что нужно предприятиям в различных сферах для того, чтобы обеспечить Эстонии постоянное развитие и сделать ее государством с рабочими местами с высокой добавочной стоимостью».