Есть ли смысл бесконечно говорить о настроениях русских и проверять их лояльность Эстонской Республике? Чтобы избежать нестабильности, важно было бы заняться обеспечением экономической стабильности, но почему-то обсуждается нечто совершенно иное, пишет Эркки Баховски.
Эркки Баховски: разговоры о войне и о настрое русских не укрепят стабильность в Эстонии
По сравнению с 1990-ми и с началом 2000-х, в нынешней Эстонии было опубликовано гораздо больше статей, посвященных вероятной агрессии России против Балтийских стран. Или войне вообще. История отнюдь не закончилась и международная ситуация вновь развивается в направлении холодной войны.
В канун Дня независимости разговоры о войне вновь стали набирать обороты: писатель и публицист Андрей Хвостов уверен, что в случае войны местные русские в лучшем случае сохраняли бы нейтралитет. На днях телеканал ETV показал заранее объявленный ужасным фильм Би-би-си, посвященный российской агрессии в отношении Латвии. В довершении всего общественность Эстонии вовлечена в дискуссию о том, оправданно или нет был уволен руководитель бригады Спасательного департамента Сергей Меньков за оскорбление парада, посвященного годовщине Эстонской Республики. Ко всему этому следует прибавить данные исследования аналитического центра RAND Corporation, показавшего, что без вмешательства НАТО Таллинн падет за 60 часов. Подобные сюжеты в 1990-х годах воспринимались бы в лучшем случае как курьез, сегодня это уже реальность.
Мнение Хвостова, конечно, авторитетно, но оно не единственное. Если принять за голос местных русских, например, Сергея Метлева, мы бы получил совсем иную картину. Поэтому мы имеем дело с непредсказуемостью и неопределенностью, момент истины, вероятно, наступит лишь в случае развязывания войны.
Парадоксальным образом осуществляемое НАТО сдерживание распространяется, как ни странно, и на местных русских. НАТО является оборонительным альянсом, исторической целью которого было предотвращение войны в Европе. Ради этого необходимо было обеспечить как политическое, так и ядерное сдерживание, дабы потенциальный агрессор в лице СССР умерил пыл. Основой сдерживания являлась 5 статья устава Организации Североатлантического договора, согласно которой агрессия против одного государства НАТО рассматривается как нападение на весь альянс. Эта статья применялась всего однажды в 2001 году, когда США постиг невиданный террористический акт.
Однако смысл 5 статьи и НАТО в целом сводится к предупреждению о том, что с альянсом лучше не связываться. Войны не будет. Следовательно – если вернуться к Эстонии – мы никогда не узнаем, как повели бы себя местные русские в случае войны. Есть ли тогда смысл говорить об их настроениях и проверять их лояльность Эстонской Республике? Конечно, зеленые человечки в Крыму вводят в искушение провести параллель с нашей ситуацией, но мы ведь состоим в НАТО.
Проживая рядом с государством, воображающим себя империей, нельзя перенимать агрессивную имперскую риторику. Разговоры и рассуждения о войне еще не являются военной истерией, хотя Эстонию уже обвиняют в последней. В последнем номере журнала Foreign Affairs Роберт Д. Каплан пишет о том, что России и Китаю угрожает анархия, а потому эти страны все более агрессивно ведут себя на международной арене. Тем самым для Эстонии важно сохранять внутреннюю стабильность, поскольку, будучи малым государством, Эстония не может развязать где-нибудь маленькую победоносную войну или каким-то иным образом изменить признанные на международном уровне границы. Каплан отмечает, что причиной крушения как России, так и Китая может стать ухудшение экономической ситуации. Поэтому ради предотвращения утраты стабильности важно сохранить стабильность экономическую. В том числе и в Эстонии, однако, каковы же те ключевые понятия, которые обсуждаются в Эстонии в последнее время?
Ответ: поднятый в Рийгикогу вопрос о домашних животных, Закон о совместном проживании, несуществующие беженцы. Затрагивает ли хоть один из них улучшение экономики? Вряд ли.
Кристофер Кларк написал великолепный роман «Лунатики», рассказывающий о том, как государства вплоть до начала Первой мировой войны не понимали серьезности ситуации и словно во сне вступали в войну. Эстония тоже, кажется, склонна к лунатизму, поскольку на многих уровнях у нас происходит лишь видимость деятельности, однако, об обеспечивающем внутреннюю стабильность экономическом благосостоянии говорят все реже.