Cообщи

Решение дать кислород сланцевому сектору энтузиазма у Померанца не вызвало

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Редактор: rus.postimees.ee
Copy
Марко Померанц.
Марко Померанц. Фото: Tauno Tõhk / valitsuse kommunikatsioonibüroo

На состоявшемся третьего марта в Нарвском колледже заседании правительство республики решило поддержать попавшие в затруднительное положение предприятия сланцевого сектора шестикратным уменьшением налогов на ресурсы. Это означает сокращение бюджета Центра инвестиций в окружающую среду почти на треть, пишет «Северное побережье».

Министр финансов Свен Сестер потом сказал «Северному побережью», что сейчас сложилась ситуация, когда принадлежащий государству сланцевый ресурс в связи с падением цен на сланцевое масло уже не ценится на мировом рынке так высоко, как его ранее оценило государство.

Если сейчас ресурсный налог на тонну сланца составляет 1,58 евро, то правительство поддержало его снижение почти в шесть раз – до 0,257 евро. Новая ставка начнет применяться с 1 июля. По словам министра финансов, данное изменение – временное и уменьшенная ставка будет действовать до тех пор, пока не будет подготовлена новая модель налогообложения, в которой ресурсный налог привяжут к мировым ценам.

«Кроме понижения ресурсного налога мы пересмотрели и налоги на загрязнение. Сейчас мы договорились продолжить с налогами на загрязнение в размере предельных ставок 2009 года», – сказал Сестер.

По его словам, от ресурсных налогов сохранится только та часть, которую получали самоуправления, на чьих территориях добывается сланец. В результате уменьшения экологических налогов государство недополучит около 40 миллионов евро в год.

Хмурым вышел с этого заседания правительства министр окружающей среды Марко Померанц, оставшись в вопросе об уменьшении экологических налогов при особом мнении. «Я даже в нынешней экономической ситуации не считаю правильным рассматривать добычу и использование сланца как ресурса, не имеющего ценности. Учесть надо и нарушение окружающей среды, и необходимость направлять к экономному использованию запасов», – пояснил он «Северному побережью».

По оценке Померанца, решение кабинета будет иметь сравнительно непредсказуемое влияние на жизнеспособность сланцевой промышленности. «При этом годовое влияние на бюджет Центра инвестиций в окружающую среду (KIK) составит около 10 миллионов евро, что равно примерно трети годового бюджета», – отметил он, добавив, что в результате непременно заметно ужесточатся условия финансирования поданных центру ходатайств.

Министр окружающей среды сказал, что был бы согласен с лишением государства налогов в случае прекращения добычи сланца. «Загрязнитель и добытчик все-таки должен платить», – считает он.

Померанц отметил, что не может согласиться и с отменой дополнительных коэффициентов на загрязнение атмосферного воздуха. «Это касается ида-вируских городов. Я со своей стороны предложил для налогов на ресурс и на загрязнение уровень 2009 года и сохранение коэффициентов на атмосферный воздух. Но это не было поддержано», - признал министр.

Премьер-министр Таави Рыйвас на пресс-конференции отметил, что понимает разочарование министра окружающей среды, но правительству надо было найти равновесие между социально-экономическими и экологическими интересами, и в данной ситуации предпочтение было отдано решению, которое поможет сохранить в сланцевой промышленности рабочие места.

Крупнейшие сланцевые предприятия в тот же день приветствовали решение правительства. Председатель правления принадлежащего государству концерна Eesti Energia Хандо Суттер отметил, что решение об уменьшении ресурсных налогов является предпосылкой, чтобы сланцевая промышленность могла и в будущем приносить государству доход. Он отметил, что в 2015 году Eesti Energia принес в государственный бюджет 200 миллионов евро, из которых 30 миллионов составили налоги на загрязнение.

Председатель правления Viru Keemia Grupp Ахти Асманн сказал новостному агентству BNS, что решение правительства, как ожидается, поможет в будущем легче выйти из кризиса и повысит конкурентоспособность предприятия. «Кроме того, это первый шаг на пути увеличения нагрузки наших производственных мощностей», – сказал Асманн. Он добавил, что в ситуации, когда предприятия работают у критической черты, любое мало-мальски позитивное изменение может иметь решающее значение.

Из прочих планов по сокращению безработицы в Ида-Вируском уезде правительство в Нарве успело одобрить только направленную на создание новых рабочих мест дотацию на зарплаты. Министр здоровья и труда Евгений Осиновский сказал, что смысл этой меры – подтолкнуть к действиям предприятия, которые подумывали о переводе своих производств в Ида-Вирумаа, но кому чего-то не хватило. «Ида-Вирумаа и Эстония в целом ведь конкурируют и с другими регионами. У нас есть предприятия, которые сейчас работают в Таллинне, но взвешивают, не перенести ли свою деятельность в Ида-Вирумаа, северную Латвию или другое государство», – сказал он.

Осиновский не стал спекулировать на тему, сколько рабочих мест появится в Ида-Вируском уезде в результате этой меры. «Политики любят говорить, к примеру, что к 2020 году появятся 4000-5000 новых рабочих мест. Я буду скромнее, давая позитивные оценки. Нынешний первичный анализ рынка показывает, что мы говорим о сотнях новых рабочих мест, которые могут появиться с помощью этой меры». По словам Осиновского, важно, чтобы государство эту меру для Ида-Вирумаа все-таки создало. «Этим мы укажем на приоритетность региона и для иностранных инвесторов».

Дотация на зарплаты предусматривает, что по заказу предприятия касса по безработице подготовит работников необходимой квалификации, а государство возместит предприятию, нанявшему не менее 20 человек, в течение года 50 процентов их брутто-зарплаты.

Наверх