Низкий поклон эстонской кроне

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Давид Всевиов
Давид Всевиов Фото: Mihkel Maripuu / Postimees

В момент своего рождения в 1992 году крона была чем-то гораздо большим, чем просто деньги.
Торжественно отмечая приход новой валюты евро, Давид Всевиов призывает всех поклониться выходящей из обращения эстонской кроне, поскольку она хорошо нам послужила в течение почти 20 лет.

Иногда в голове возникают странные ассоциации между такими вещами и явлениями, которые, на первый взгляд, кажутся абсолютно не связанными между собой.

Ну, например, какая связь может быть между выходом из обращения эстонской кроны и чьим-то уходом на пенсию? Но  эта связь все же возникла в глубине подсознания и теперь вышла на первый план.

Может быть, потому, что за последние пару лет несколько моих достигших пенсионного возраста знакомых получили лаконичные письменные уведомления о прекращении трудовых отношений.

Как бы между прочим. Никаких букетов и слов благодарности от руководства, никаких бутербродов и стопочек от уходящего на заслуженный отдых, как это было принято в советские годы. Просто кто-то был, и больше его нет. В качестве рабочей силы. А остальное, похоже, никого не интересует.

Не просто деньги
Такой прагматизм в последнее время можно наблюдать и в мире культуры, где, например, некоторые художники могут быть отнесены к числу незначительных для сегодняшнего дня только на том основании, что они когда-то были.

Но для многих они были значительными художниками. Да бог с ними... Во всяком случае, все это почему-то напоминают мероприятия, связанные с предстоящей сменой денежных знаков.

Как в нашем примере уходящий на пенсию был лишь рабочей силой, точно так же кроны и сменяющий их евро являются просто деньгами. А в качестве денег, т.е. универсального эквивалента, евро будет исполнять свою прямую функцию в несколько раз лучше.

Об этом в разных формулировках и с различных точек зрения убедительно писали десятки специалистов. Поэтому новые денежные знаки можно сравнить с молодыми работниками, а смену валюты — с тем, как подрастающее поколение занимает свои места, предназначенные ему неуклонным развитием.

Возможно, поэтому и кажется естественным, что все статьи и выступления последнего времени посвящены только ей — новой валюте евро. Ее хорошим и плохим сторонам, ее плюсам и минусам, а также связанным с нею нашим надеждам и страхам.

А об уходящей на покой кроне не говорит никто. Хотя она заслужила и хвалу, и благодарность. Тем более, что все связанное с кроной уже прошло и нам известно, в то время как в безоблачности будущего евро уверены далеко не все.

В момент своего рождения в 1992 году крона была чем-то гораздо большим, чем просто деньги. Для многих людей она стала символом реальной независимости Эстонии. В этом смысле введение кроны, по сравнению с введением евро, было более значительным прорывом.

Это был принципиальный поворот спиной к советскому прошлому и решающий шаг к западному миру. Поскольку деньги принято характеризовать их оборотом, то с введением жестко привязанной к германской марке кроны можно было говорить о выходе из одного хоровода и присоединении к другому.

Переход от рубля к кроне был поворотным событием, в то время как переход на евро — это, скорее, чисто техническое мероприятие, вопрос целесообразности и удобства (несмотря на связанные с переходом неудобства).

Это просто разумное решение, в отношении которого нет места эмоциям. Тем более, что с момента рождения новой валюты крона была запряжена с ней в одну упряжку. Поэтому в утверждении о том, будто с падением евро крона могла бы удержаться на ногах, отсутствует всякая логика.

Вопреки пророчествам
Эстонские кроны были отличными деньгами и без проблем обслуживали нас почти 20 лет. Они оказались сильнее многих атак и пророчеств ясновидцев, которые предсказывали им неизбежное удешевление и возможный конец.

С учетом истории приграничного государства, самое важное было в том, что крона укрепляла наше чувство  уверенности. То есть то же самое чувство, которое теперь, когда мы входим в НАТО и ЕС, еще более может укрепить евро.

Поэтому мне и хотелось бы призвать всех, торжественно отмечая приход евро, низко поклониться выходящей из обращения эстонской кроне. Почему бы не сделать это, например, 14 января 2011 года, когда крона будет выведена из оборота?

Давайте поступим с покидающей нас кроной так, как должно поступать с уходящими на пенсию работниками. Сделать это необходимо хотя бы для того, чтобы вспомнить об истинных ценностях в этом вечно спешащем мире.

Поскольку без кроны евро до нас не добрался бы никогда. Поэтому да здравствует евро, да здравствует крона!

Ключевые слова

Наверх