Cообщи

Андрес Анвельт: за призывы к насилию нужно наказывать в уголовном порядке

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Редактор: rus.postimees.ee
Copy
Андрес Анвельт.
Андрес Анвельт. Фото: Liis Treimann

На прошлой неделе председатель социал-демократической фракции Андрес Анвельт призвал министра юстиции Урмаса Рейнсалу в ближайшее время представить Рийгикогу законопроект, который криминализует разжигание ненависти. Однако представители других партий не спешат приветствовать эту инициативу. В программе «На острие» Анвельт сказал, что критика в адрес той или иной группы населения уместна, а вот за призывы к насилию следует наказывать в уголовном порядке, передает Rus.ERR.

Анвельт в аналитической передаче «На острие» телеканала ETV+ рассказал о том, как необходимо наказывать тех, кто разжигает ненависть по религиозному, национальному или еще какому-нибудь признаку.

«Есть у нас люди, которым нравится ненависть и насилие. Если мы примем этот закон, то добрее они, конечно, не станут, но будут действовать осмотрительнее. Большинство статей Пенитенциарного кодекса превентивны. Если этих статей не было, то уголовных деяний стало бы куда больше», - сказал Анвельт, согласившись с телеведущей Олесей Лагашиной, назвавшей Пенитенциарный кодекс огнетушителем, который стоит в уголочке.

«В парламенте ведь нет сейчас консенсуса по этому закону, поскольку однозначно поддержали его только социал-демократы?» - спросила Лагашина.

«Я бы не был таким пессимистом. Сейчас просто модно, когда многие политики пытаются решить возникающие в обществе проблемы путем слишком простых политических действий. Мол, наведем порядок, покажем каким-нибудь меньшинствам свое место. Но когда я говорю со многими депутатами, то они понимают необходимость такого закона. Одно дело - ответы политиков журналистам, а другое - политические переговоры, когда в центре внимания сам текст», - парировал Анвельт.

По словам лидера фракции соцдемов, главное в законе - это уголовная ответственность за призывы к насилию. «Дескать, давайте с завтрашнего дня избивать людей по тем или иным дискриминационным признакам - от религиозных до физических. Однако не должно быть перегибов. Никого не будут судить просто за агрессивную речь или критику в адрес той или иной группы населения. Должен быть конкретный призыв к насилию. Кроме того, в законопроекте сказано, что если мотивом любого уголовно наказуемого деяния является дискриминация по тому или иному признаку, то оно тоже наказывается по-особому. Возьмем, например, вандализм. Под действие этого закона попадет случай битья стекол в общежитии для беженцев. Или, например, если эстонцы пойдут бить окна в Ласнамяэ. Может все быть и наоборот. В еще советское время в 1986 году я работал на Эстонском телевидении, шел с ночных съемок по Тарту на поезд Псков - Таллинн, ко мне подошли трое парней, спросили „Эстонец?“, ответил утвердительно, меня избили. Следователь спросила, за что вас избили. Я ответил правду, а она говорит, что не может так записать. „У вас что-то отняли“, - спросила следователь. „Да, часы“, - ответил я. „Тогда пишем разбой“, - решила проблему следователь. Что я хотел этим сказать? Это может случиться с любым», - пояснил Анвельт.

«Откуда столько страха против этого закона?» - поинтересовалась Лагашина.

«Сейчас популярно быть агрессивным. К сожалению, насилие нравится людям», - ответил политик.

«Строгими ли должны быть наказания? Мы ведь знаем, что в некоторых европейских странах можно получить и до семи лет тюрьмы», - сказала Лагашина.

«Семь лет - это слишком много. Хоть я и бывший полицейский, но не поддерживаю слишком строгие наказания. Я за то, чтобы наказание было быстрым - сразу после преступления. Если мы реагируем быстро, то и общество получает обратную связь. Если же пройдет несколько лет, то и человек не поймет, за что получил наказание, и общество недовольно. В нормальных европейских странах этой статьей Уголовного кодекса не злоупотребляют. Злоупотребление вызвало бы обратную реакцию. Я делаю все, чтобы Эстония была правовой демократической страной. Если кто-то будет злоупотреблять, то в демократической стране эти люди потеряют власть», - подчеркнул Анвельт.

Блиц-опрос

Какие наказания вы считаете адекватными за преступления, совершенные на почве ненависти?

Если нет последствий, то лучше всего работают материальные наказания. Если же совершается повторное преступление, то один или два года тюремного заключения.

Каков может быть размер штрафа?

Если это уголовное наказание, то штраф зависит от дохода человека.

Будет ли принятие нового закона способствовать воспитанию толерантности?

Воспитанием толерантности нужно заниматься в школе.

Вы себя ловили когда-нибудь на отсутствии толерантности?

Нет.

Какой самый вопиющий случай разжигания ненависти в Эстонии вам вспоминается?

Поджог центра Вао.

Беседу с Андресом Анвельтом в полном объеме смотрите в видеосюжете.

Наверх