Центристская партия пока не сделала вывод, было ли допущено нарушение их устава при выражении недоверия мэру Нарвы Эдуарду Эасту в ноябре прошлого года. Сам Эаст занялся другими делами, но пока остается в партии и тоже ждет от нее правовой оценки, пишет «Северное побережье».
Нарвские центристы по-прежнему разобщены
Экс-мэр Нарвы и житель Тойла Эдуард Эаст, коему на сегодня 47 лет, занят теперь консультативной деятельностью: «И правовые, и экономические консультации», – описал он свою работу; за Эастом значится собственная юридическая практика в виде ТОО Agenio Õigusbüroo. Градоначальником он пробыл в 2013-2015 годах, и для этого вступил в Центристскую партию, давно и прочно закрепившуюся у власти в приграничном городе.
Эдуард Эаст рассказал «Северному побережью», что после выражения ему недоверия в ноябре прошлого года он обратился в правление Центристской партии, чтобы оно рассмотрело сложившуюся ситуацию. Нарушениями партийного устава ему лично виделись два момента: в Нарвском горсобрании центристы раскололи фракцию «Центр», создав свою «Единую Нарву», и тут же еще объявили недоверие мэру-однопартийцу.
Оба этих момента, по мнению Эаста, содержат такие нарушения устава: наносят урон имиджу партии, а кроме того, противоречат четкому требованию – член партии не может голосовать против другого члена партии ни на местном, ни на парламентском уровне.
«Если действительно есть недостойное поведение, то этот вопрос должен решаться сперва на уровне партии, а уже согласно тому предпринимаются другие действия, – объяснил Эаст, как следует поступать, коли вотум недоверия действительно назрел. – Но правление (Нарвского округа партии - прим. ред.) по данному вопросу не собиралось».
Тот факт, что правление прежде не обсуждало выражение недоверия мэру-однопартийцу, подтвердил и бывший тогда председателем Нарвского округа Центристской партии Андрус Тамм.
В декабре в партии была создана рабочая группа, которую возглавила Яна Тоом (она же в феврале стала председателем Нарвского округа), чтобы вникнуть в ситуацию и в январе доложить правлению партии.
«Со стороны Яны Тоом был сделан доклад, что надо искать возможности, чтобы все центристы работали под единым знаменем, вместе, – рассказывает Эаст. – И после этого было решение партии, что в марте надо будет посмотреть, насколько возможно примирение, объединение этих двух разных группировок, чтобы была единая фракция „Кеск“».
Но по данному вопросу так пока и не собирались.
Действующий председатель Нарвского округа Центристской партии европарламентарий Яна Тоом сейчас в Брюсселе и оказалась пока недоступной для комментария. Но ее предшественник Андрус Тамм, отвечая на вопрос о справедливости замечаний Эаста, констатирует, что партийный устав в последнее время читают и трактуют повсюду по-разному. При этом он напомнил, что и сам Эаст-мэр в свое время тоже не согласовывал некоторые решения с партией: «Это и привело к выражению недоверия».
Тамм не захотел предавать огласке то, какие процессы сейчас идут в Центристской партии на нарвском уровне: «У нас в политике сегодня – одно, завтра – другое, и ситуация может поменяться довольно быстро».
Председатель преобладающей в Нарвском горсобрании фракции «Единая Нарва» Алексей Воронов сказал «Северному побережью», что не видит ничего страшного в том, что несколько депутатов-центристов остаются во фракции «Кеск». Никаких заявлений о присоединении от них он не получал.
«Всё уже устаканилось, всё стабильно и нормально», – заверил Воронов, и варианты коалиций с другими фракциями также не рассматриваются, по его словам.
В «Единой Нарве» на сегодня 18 человек, из них 15 – члены Центристской партии. Во фракции «Центр», в избирательном списке которой центристы побеждали на последних местных выборах, остаются всего четверо человек, из которых настоящих членов партии трое.
Стоит ли вопрос ребром: выйдет он из Центристской партии, если адекватной оценки расколу в Нарве партия так и не даст? Эдуард Эаст не исключил, что это может быть следующим шагом, но сейчас он ждет.
«Для меня очень важно, чтобы была конкретная оценка данным событиям. Я считаю, что правила создаются для того, чтобы их выполнять, и это не какой-то юридический подход, а вопрос о том, зачем люди вообще объединяются, если они могут сами же и нарушать. В таком случае мы говорим не о дисциплинированной организации, а о каком-то хаотическом движении», – считает Эаст.