Оплошность министерства может обернуться для Эстонии штрафом (2)

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Урмас Рейнсалу и Евгений Осиновский.
Урмас Рейнсалу и Евгений Осиновский. Фото: Eero Vabamägi

Как известно, министр здоровья и труда Евгений Осиновский объявил бой курильщикам. В понедельник законопроект о внесении изменений в Закон о табаке поступил в правительство, но в урезанном виде. Из законопроекта исключено требование, обязывающее торговцев убрать табачные изделия с прилавков.

В основу законопроекта легла подготовленная два года назад табачная директива Евросоюза, обязывающая все страны ЕС включить соответствующие требования в закон. Сделать это необходимо 20 мая, в противном случае Эстонию могут обвинить в нарушении требований ЕС.

Осиновский, ставший министром здоровья и труда в середине сентября прошлого года, решительно взялся за дело, и в январе законопроект, касающийся первой части директивы, был подготовлен. Но уже тогда производители табачной продукции говорили о том, что пять месяцев – слишком короткий срок для того, чтобы претворить в жизнь требования закона.

Время поджимает

Хуже обстояло дело со второй частью директивы. Зимой Министерство социальных дел решило, что в законопроект следует включить также ряд положений, нашедших отражение в «зеленой книге табачной политики» ЕС, направленных на заботу о здоровье населения.

Неожиданный шаг молодого амбициозного министра стал неожиданностью как для партнеров по коалиции, так и для предпринимателей. Министерства не торопились высказывать свое мнение о законопроекте, направленного на согласование, а затем прозвучали обвинения в том, что не были тщательно проанализированы последствия, к которым приведут поправки, кроме того, Осиновского обвинили в стремлении слишком «закрутить гайки».

«Как мы увидели, у правительственных учреждений возникли проблемы, так как законопроект вышел за рамки директивы, и министерства не были готовы к тому, чтобы высказать мнение по новым вопросам», - сказал Таави Салуметс, возглавляющий Эстонскую ассоциацию табачных производителей.

Торговцы решительно выступили против требования убрать с прилавков и других видных мест табачные изделий. Между тем, время поджимало. В последний момент команда Осиновского, опасаясь, что рассмотрение законопроекта слишком затянется, и требования директивы не будут выполнены к назначенному сроку, исключила дополнения из законопроекта. В понедельник в правительство был направлен законопроект, в котором отражены требования только директивы. Но даже если правительство поторопится и без проволочек направит законопроект в парламент, ситуация остается серьезной, ведь неизвестно, успеет лит Рийгикогу принять поправки к 20 мая.

В том, что выполнение требований директивы затягивается, нет ничего из ряда вон выходящего. А вот обстоятельства, приведшие к тому, что министерство оказалось в таком положении, заслуживают внимания.

«Поначалу мы планировали представить правительству вторую часть в феврале. Но по разным причинам процесс подготовки второго законопроекта затянулся», - объяснил Осиновский.

По словам министра, проблемы начались с того, что установленные Евросоюзом сроки для вступления в силу директивы оказались слишком сжатыми, конкретные рекомендации для подготовки прикладных актов были даны не вовремя. В довершение всего сотрудница министерства, отвечавшая за подготовку законопроекта, ушла в декретный отпуск.

Насколько известно Postimees, подготовка законопроекта шла медленно из-за того, что работники министерства работали слишком неспешно, им не удавалось идти в ногу с молодым министром.

«Конечно, ничего хорошего в нынешней ситуации нет. Можно было подготовить один законопроект, а теперь придется заниматься тремя», - сказал Осиновский. Это означает, что, например, вопросы, касающиеся экспозиции табачных изделий, внутригосударственной электронной торговли и контроля над покупками, совершаемыми несовершеннолетними, будут вписаны в закон только осенью.

Как сказал один из самых ярых критиков поправок к Закону о табаке министр юстиции Урмас Рейнсалу, у него нет претензий к законопроекту. Осиновского можно упрекнуть только в том, что он нарушил программу уменьшения объема законотворчества.

Как полагает Рейнсалу, Осиновским двигали амбиции. «Всегда есть искушение не просто исполнить директиву, а добавить еще что-то от себя. Но парламенту, по крайней мере, должно быть ясно, какие требования предусмотрены директивой», - сказал он.

Та же история с Законом об алкоголе

При ближайшем рассмотрении аналогичная картина открывается и когда речь идет о других начинаниях Осиновского, проходящих под девизом «много хочешь, мало получишь; мало хочешь, ничего не получишь».

Наглядным тому примером могут служить поправки к Закону об алкоголе и к Закону о рекламе, более известные общественности, как намерение поместить алкоголь в магазинах за непрозрачной стеной и установить строгий запрет на теле- и радиорекламу.

Одним из ярых противников поправок является министр экономики и инфраструктуры Кристен Михал, считающий, что Осиновский приложил руку к тому, чтобы поправки были более суровыми, чем предусматривает «зеленая книга алкогольной политики».

Это касается, например, положений, которые запрещают презентацию алкоголя в магазине, разрешают местным самоуправлениях ограничивать время продажи алкоголя или обязывают ограничивать зону продажи алкоголя в магазине непрозрачными стенами.

Осиновский придерживается другого мнения. «Существует политическая договоренность. Иные министры под влиянием лобби идут на попятную и заявляют, что не нужно ничего предпринимать. Для меня это не может служить веским аргументом, - сказал он, добавив, что считает нужным выполнять достигнутые договоренности. – В отличие от некоторых министров я не позволяю себе заявлять через какое-то время, что хотя соглашение и была достигнуто, но я передумал».

Не исключено, что правительство сыграет на том, что Осиновский выполняет договоренности. Скажем, министры могут согласиться с тем, чтобы запретить продажу алкоголя на автозаправках при условии, что министр здоровья и труда даст задний ход в отношении запрета на телерекламу. Возможно, что социал-демократам придется действовать по принципу «баш на баш», ведь еще предстоит искать компромиссных решений, касающихся административной реформы, кандидата в члены Европейской счетной палаты и следующего президента.

По словам политического обозревателя, с которым мы консультировались, Осиновским движет стремление доказать, что социал-демократы не «пудели реформистов», то есть не пляшут под их дудку.

Как считает наш консультант, поведение Осиновского может быть продиктовано его молодостью, ввязываясь в бой, он не думает о том, как достойно выйти из схватки, если победителем окажется не он.

По мнению обозревателя, для Осиновского характерен стиль поведения в политике, отличный от общепринятого у нас. «Можно сказать, что у нас торгуются как на любекском рынке, а Осиновский как на константинопольском», - сказал обозреватель.

Наверх