Отделения экстренной медицины ищут пути "отвадить" от своих дверей несрочных пациентов. А есть ли альтернатива? Postimees пригласил поучаствовать в дискуссии заведующего центром «Скорой помощи» Северо-Эстонской региональной больницы, врача экстренной медицины Аркадия Попова и семейного доктора Андрея Борисова.
Руководитель центра «Скорой помощи»: так и будем просто гасить пожар в медицине или начнем думать?
Аркадий Попов рассказал, что у врачей экстренной медицины возникает ощущение беспрерывного конвейера на работе, через который проходит большое количество больных практически ежедневно: «Работники экстренной медицины находятся в стрессе из-за того, что нагрузка очень высока. Возникает серьезный риск ошибок. За последние пять лет количество посещений центра «Скорой помощи» Северо-Эстонской региональной больницы возросло на 12-13%».
Андрей Борисов констатировал, что перегружены и семейные врачи: «Количество визитов к семейным врачам увеличивается от года к году. Семейных врачей больше не становится, соответственно нагрузка растет, очереди удлиняются, доступность услуг ухудшается».
До семейных докторов порой не могут достучаться даже врачи экстренной медицины. «К семейным врачам невозможно дозвониться! – отметил Попов. - Примерно 10-15% пациентов приходят к нам не по адресу. В принципе, они бы хотели попасть к семейному врачу. Мы сами иногда пробуем записать пациента на прием, но безуспешно. Дозвониться не удается часами!»
Борисов пояснил: «Они не могут дозвониться, потому что телефоны разрываются, все время заняты. И это не потому, что сестра пьет кофе. Нереально дозвониться из-за высоких нагрузок на врачей. На семь тысяч пациентов у нас в центре только два номера телефона».
Обсуждая вопрос, есть ли смысл вводить направление от семейных врачей, если пациент направляется в отделение экстренной медицины в рабочее время, гости пришли к выводу, что можно снова угодить в замкнутый круг: до врачей не дозвониться, а число инстанций удвоится. Предложение увеличь время приема семейных врачей до 12 часов в сутки тоже трудно реализуемо.
Еще одна теоретическая возможность разгрузить отделения экстренной медицины – сортировать пациентов сразу по прибытию на первичном уровне: разделить на «зеленых», «синих», «желтых», «оранжевых» и «красных». «Однако, решив не принять часть пациентов, мы вызываем огонь на себя. Никто не хочет лишних конфликтов и все хотят помочь пациентам, - признал Аркадий Попов. - У нас нет инструментов, куда этого больного отправить. Если боли в спине продолжаются, а к неврологу не попасть, то пациенты приходят в отделения экстренной медицины искать помощи. В качестве сострадания мы не можем ему просто сделать обезболивающий укол. Естественно, мы начинаем эту проблему решать. Пациент попадает в экстренном порядке на все исследования». И так по цепочке: наплыв пациентов продолжает увеличиваться.
«Нужны изменения на законодательном уровне, - считает доктор Борисов. - Для пациентов с хроническим болезнями можно увеличить сроки доступности семейного врача. В Финляндии им приходится ждать приема до 5 недель. Это позволяет врачу больше заниматься пациентами с острыми заболеваниями. Просто увеличивать нагрузки, делать 12-часовые рабочие дни – это нереально. Качество врачебной помощи упадет. Чего мы хотим: оборота пациентов или качества?»
«В отделениях экстренной медицины мы точно не хотим оборота, - заверил Попов. - Проблема в том, что наше население стареет и все больше потребляет услугу «скорой помощи». Пожилые люди заполняют стационарные отделения больниц и чаще приходят к семейному врачу. Это неизбежность. Государство должно думать на перспективу. Какой наш следующий шаг? Готовы ли мы к следующему этапу? Или мы будем просто гасить пожар, который возникает в отделениях экстренной и семейной медицины, и ничего не предпримем взамен?»
Смотрите на Rus.Postimees видеозапись интервью в повторе!