Бездыханный ERSO и новое дыхание

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Дирижер Неэме Ярви назвал произошедшее государственным преступлением.
Дирижер Неэме Ярви назвал произошедшее государственным преступлением. Фото: Пеэтер Ланговитс

Когда бывший главный дирижер ERSO Николай Алексеев в мае уходящего года прощался с публикой и оркестром, он сказал: «Музыку не надо понимать — ее нужно слушать и чувствовать. Дайте музыке пройти сквозь вас, и вы почувствуете, что это значит!».


Для общественности сезон завершился как будто бы спокойно, однако, как выяснилось, между ERSO и Министерством культуры еще весной вспыхнул конфликт, ставший достоянием публики уже в сентябре.

Противостояние с министром
Непосредственно перед началом нового сезона генеральный директор ERSO (теперь уже бывший) Андрес Сийтан направил министру культуры Лайне Янес открытое письмо, в котором четко дал понять, что последняя реформа по объединению ERSO с еще двумя учреждениями культуры перевернула жизнь оркестра с ног на голову, нехватка денег для ERSO была создана намеренно и министерство поступило с ERSO плохо. Янес, в свою очередь, обвинила Сийтана в ошибках в руководстве оркестром, а в связи с этим и в возникновении нехватки средств.

Поначалу конфликт не оказывал особого влияния на атмосферу в оркестре. Сами музыканты старались следовать напутствию своего уважаемого бывшего дирижера Алексеева — они слушали и чувствовали музыку. «Нам ничего не говорят. О развитии событий мы узнаем через медиа», — выражали недовольство музыканты.

Однако ситуация изменилась, когда из-за финансовых затруднений музыкантам не выплатили зарплату. Не было даже медицинской страховки от Больничной кассы. Музыканты же хотели лишь одного — чтобы им дали спокойно работать.

По мнению дирижера Эри Класа, музыканты — это самые эмоциональные люди на свете. А как же иначе можно донести до публики культурные ценности на языке звуков, если не уметь чувствовать и не быть эмоциональным?

Слова Класа приходят на память, когда вспоминаешь, как общались между собой ERSO и Министерство культуры: один посылает письмо, другой отправляет ответ.

Казалось, что публичное взаимное очернение никогда не закончится, пока министерство не уволило Сийтана и не назначило на его пост временно исполняющим обязанности директора Камерного хора Эстонской филармонии Аннели Унт. Нашлись и средства для латания дыры в бюджете ERSO — 6,5 млн крон.

Кроме бывшего директора ERSO Сийтана и министра культуры Янес выступили и другие деятели культуры, среди них и главный дирижер (теперь тоже уже бывший) ERSO Неэме Ярви, назвавший происходящее с  ERSO государственным преступлением. Месяц спустя Ярви принял решение покинуть пост главного дирижера. Ушел и доверенное лицо ERSO Тармо Вельмет, а конце года — и бухгалтер ERSO.

Есть желание уйти
По слухам, некоторые оркестранты также выразили намерение уйти, обосновав свое решение тем, что работать за границей было бы лучше. На этом новое дыхание ERSO иссякло.

После этого в центре внимания оказалось и Министерство культуры: Госконтроль в этом месяце обнаружил, что работа министерства была непрозрачной, а в финансовых вопросах — выше имеющихся возможностей. Досталось и Eesti Kontsert, который, по данным Госконтроля, взял на себя незаконные финансовые обязательства.

Однако нынешний руководитель ERSO Аннели Унт подтвердила, что благодаря финансовому вливанию Министерства культуры запланированные концерты отменять не придется и ERSO сможет беспрепятственно продолжить работу.
 

Ключевые слова

Наверх