Прошлой весной было создано целевое учреждение «Исламский центр Эстонии», который взял на себя управление зданием. Этим оказалось недовольно прежнее руководство центра, которое восприняло произошедшее как передачу центра.
По мнению КаПо, в течение прошлого года пресса уделила мусульманам больше внимания, чем прежде, - лидеры мусульман Эстонии несколько раз комментировали происходящие в мире террористические акты и связанные с беженцами вопросы.
Кроме того, комментировались намерения введения запрета на закрывающие лицо женщин предметы одежды, желание построить в Эстонии мечеть, проявления радикализма, деятельность в Сирии бывшего жителя Эстонии Абдурахмана Сазанакова и рассмотрение в суде первого уголовного дела о поддержке исламского терроризма.
КаПо считает, что комментарии лидеров мусульманской общины говорили скорей о желании дистанцироваться от этих проблем, чем о готовности ими заниматься и направлении мусульман с экстремистскими взглядами на правильный путь.
На вопросы журналистов о Сазанокове поначалу отвечать не хотели, но потом все-таки констатировали, что речь шла об обычном члене мусульманской общины, который не был замечен ни в чем подозрительном, пишет ежегодник.
В прошлом году в Тарту вновь попытались открыть мусульманскую молельню. При этом Полиции безопасности бросились в глаза некоторые обеспокоившие их обстоятельства – инициатива и частичное финансирование поступило из-за рубежа; не было мусульманского священнослужителя необходимой квалификации.
Использование символики террористических организаций
Радикальные проявления среди членов мусульманской общины Эстонии, по оценке КаПо, участились, что в основном проявлялось в экспонировании символики террористических организаций. Оправдывали это тем, что это, якобы, не символика террористических организаций, а только лишь связанная с исламом как религией. Но при этом эту символику используют именно террористические организации и их последователи, что в свою очередь пугает людей.
КаПо считает, что такой деятельностью пытаются нащупать порог чувствительности общества и органов безопасности и поднять его выше.
КаПо хотело бы, чтобы мусульманская община взяла бы на себя большую ответственность за профилактику и противодействие проявлениям радикализации. Чтобы этими проблемами занимались и побуждали склоняющихся к насилию людей вернуться в мирную стезю. КаПо подчеркивает, что проблема не разрешиться, если ее не осознают, а будут искать виновников и ответственных вне мусульманской общины. По данным КаПо, в Эстонии имеются отдельные мусульмане, которые заинтересованы в поездках в очаги кризисов.