Советник Посольства РФ в Эстонии Евгений Верлин и главный редактор портала "Вечерка" Павел Иванов обсудили в прямом эфире на портале Rus.Postimees "хит" нового ежегодника КаПо - информагентство "Спутник", вспомнили про Криштафовича и политический балаган в «Импрессуме», а также попытались выяснить, по вине какой стороны ансамбль имени Александрова не попал на гастроли в Эстонии.
Павел Иванов: в пропагандистской войне Россия не следит за своими же (2)
Российский дипломат Евгений Верлин заявил, что агентство «Спутник» можно рассматривать как альтернативу местным СМИ, особенно эстоноязычной журналистике. Советник посольства РФ подчеркнул, что не видит причин бояться «Спутника»: «Подозреваю, что его аудитория гораздо меньше, чем у «Дельфи» или у сайта Postimees, и вряд ли в обозримом будущем приблизится к ним. Вспоминается любимый анекдот из детства – про разгон крокодилов, которых нет. Идет человек и размахивает руками. - Что вы делаете? - Крокодилов разгоняю. - Но тут же нет крокодилов! - Потому и нет, что я их разгоняю!»
Главред «Вечерки» Павел Иванов назвал заблуждением мнение о том, что ETV+ обязано своим появлением «Спутнику»: «Иногда вещи совпадают по времени и потребностям. Сейчас русскоязычная аудитория ждет больше журналистики на русском языке именно из Эстонии. В принципе, русские в Эстонии потребляют «развлекуху» на ПБК, а более пророссийски настроенные люди предпочитают в воскресенье «мазохизм» на РТР с В.Соловьевым. Кстати, в этой пропаганде, если затрагиваются международные темы, нередко присутствует кто-то из Эстонии. Сначала это был активист «бронзовых ночей» Дмитрий Линтер, и многие не понимали, почему именно он, потом частым гостем стала европарламентарий Яна Тоом. Надо снять перед ней шляпу - она даже Жириновскому может дать отпор!»
Верлин напомнил Иванову, что в свое время почти все передачи на русском языке на телеканале ЭТВ, где тот тогда руководил редакцией русскоязычных передач, закрылись. А на российских телеканалах, по его словам, в то же самое время велась горячая полемика, приглашались представители разных точек зрения: «Если вспомнить Немцова и Жириновского, то в ход пошли даже стаканы с водой. Здесь я этого никогда не видел! Где в Эстонии споры по самым болезненным вопросам на русскоязычном телевидении?»
Иванов отметил, что причиной закрытия к 2003 году почти всех передач на русском языке были финансовые и другие проблемы, идеологии там не было. По его словам, с новым телеканалом ETV+ тоже не все гладко: «По всей вероятности, программные ожидания там были немного иные. А получилась молодежная тусовка, за редкими исключениями, когда можно вынести что-то полезное в общественно-познавательном смысле».
Стоит ли бороться с пропагандой и контрпропагандой путем запретов? Нужно ли Эстонии идти по стопам Украины, Латвии, Литвы?
Е.В.: - Запреты в глобализированном мире никому не помогают. Кому надо, пойдет в Интернет и прочитает все, что ему нужно.
П.И.: - Считаю все запреты, закрытие, снятие с эфиров – крайне недальновидными.
Е.В.: - Мне непонятен запрет и на приезд ансамбля Александрова в Эстонию. Продюсеру концерта Артему Горному до сих пор неясно, почему в Польше они выступили 12 раз, а здесь получили запрет?
П.И.: - В свое время я описал эту ситуацию с точки зрения двустороннего абсурда. В Минобороны России никому ничего не хотели комментировать. Свою задачу не выполнил и пресс-секретарь Посольства РФ в Эстонии. Абсурд был и с нашей стороны, когда два министерства не могли решить между собой, разрешать или не разрешать концерт.
Е.В.: - Организатор гастролей специально приезжал в Таллинн на два дня, чтобы провести переговоры в МВД, Минобороны Эстонии и снять любые вопросы. Речь шла о том, чтобы выступать в Эстонии без военной формы, в костюмах 19 века, без аксессуаров.
П.И.: - А еще была ложь на "НТВ" про раскупленные билеты. В пропагандистской войне Россия не следит за своими же.
Е.В.: - Вы думаете, что мне сводку дают в Посольстве РФ о том, что говорилось об Эстонии по разным каналам?
П.И.: - Должна быть хоть какая-то согласованность в этой ситуации. Дело не только в дезинформации на "НТВ". Ваш пресс-секретарь облажался. Извините, но говорю прямо. Как такое возможно? У посольства РФ – одна информация, у всех разных СМИ – другая, у Минобороны РФ – третья, у начальника ансамбля – четвертая. Никто ничего в итоге не знает. В результате люди остались без концерта.
Е.В.: - Не по вине российской стороны! За концертом стоял грамотный продюсер, который устраивает концерты по всему миру. В Эстонии он просто не понимал, что происходит.
П.И.: - А до этого, когда концерт запретили в Литве, он тоже ничего не понимал?
Е.В.: - Вообще непонятны любые запреты. Академик Тишков лишен возможности въезда в шенгенское пространство, потому что в Эстонии он мог сказать что-то такое, что может представлять угрозу безопасности. Речь идет об академике с мировым именем, одном из крупнейших специалистов в области этнографии!
П.И.: - Я не составляю черные списки и не знаю причин запрета. Нам никто этого не скажет.
Е.В.: - Эстония стоит в области свободы прессы на 10-11 месте в мировом рейтинге. Столь высокая позиция подразумевает свободу самовыражения. И вдруг не пускают! И не только его, но и писателя Садулаева, журналиста Кьезу и так далее. Им не дают выступить в клубе «Импрессум», где на встрече присутствуют 100 человек, причем мероприятие никем не освещается и не влияет на аудиторию ЭТВ. Чего тут страшного? А потом нас спрашивают, почему мы Криштафовича в Россию не пускаем?
П.И.: - По словам моей коллеги, на одной из встреч в клубе «Импрессум» с деятелем культуры минут через 20 после начала люди стали кричать «Крым наш!», начали провоцировать… Другие журналисты тоже подтвердили, что обычно через полчаса встречи превращаются в политический балаган.
Е.В.: - По частоте запретов во въезде в пересчете на душу населения Эстония опережает все страны мира! При мне – за четыре года - не пустили порядка полутора десятков журналистов из России, причем под разными предлогами. Получается абсурд!
П.И.: - Эстонские СМИ тоже писали, что это перегиб.
Е.В.: - Если вы с песнями не воюете, с учеными и агентствами тоже не воюете и заявляете, что вы сильные и уверенные, тогда пускай они тихо себе говорят в какой-нибудь аудитории, где их даже телевидение не приходит снимать. И у меня только один вопрос: «Что это за крокодилы такие, которых нельзя пускать в Эстонию?» Мне это непонятно.