Панамские документы: первые причастные к делу лица из Эстонии известны

rus.postimees.ee
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Mossac Fonseca. Главная контора.
Mossac Fonseca. Главная контора. Фото: SCANPIX

Подозрения, публично оглашенные Postimees три дня назад в связи с утечкой информации в Панаме, в среду получили подтверждения в документах, представленных в занимающейся расследованиями передаче ЭТВ «Pealtnägija» (Очевидец).   

Речь идет о причастности являвшегося лет десять назад управляющим имуществом богатейших лиц Эстонии Калле Норберга к финансовым предприятиям занимавшегося молочным бизнесом предпринимателя Оливера Крууда, вследствие чего бизнесмен не заплатил государству сотни тысяч евро, пишет Postimees.

Программа «Pealtnägija» предала огласке документы, полученные в результате панамской утечки информации, согласно которым на счету принадлежащего Норбергу предприятия  LFS еще десять лет назад находилось 221 офшорная фирма, управляемые снискавшим себе  сегодня дурную славу Mossack Fonseca. Среди фирм Норберга 118 были зарегистрированы на Ниуэ, 117 на Багамах, 31 на  Британских Виргинских островах и 31 в Панаме.

По утверждению Норберга, он не совершал ничего противозаконного, поскольку его деятельность неоднократно проверяли Люксембургские власти. «Ни разу их аудиты ничего не выявляли, либо они не устанавливали, чтобы мы как-то нарушали их правила или делали что-то не так», - заверил «Pealtnägija» предприниматель.

Он благоразумно не стал упоминать, что доступные в Люксембурге данные никак не указывали проверяющим на полочные фирмы, зарегистрированные в экзотических странах, не доступных для проверок аудиторам из Люксембурга.  

Попавшая в руки «Pealtnägija» информация подтверждает по крайней мере один случай, когда с помощью созданной через  Mossack Fonseca подставной фирмы было обмануто Эстонское государство. Главным героем этой истории стал молочный предприниматель Оливер Крууда. Возможность причастности этого инцидента к утечке информации в Панаме Postimees предал публичной огласке в понедельник.

Промежуточным звеном в этом сюжете стал Калле Норберг, признавшийся в понедельник, что последний раз имел контакты с офисом  Mossack Fonseca в 2014 году в связи с предприятием Hodge Bay Investments Limited. По утверждению Норберга, в Mossack Fonseca он свел  друг с другом предпринимателей, пожелавших восстановить одно свое старое предприятие.   

Hodge Bay Investment Limited прошло в Эстонии через судебное разбирательство, в результате которого молочный король Оливер Крууда должен был выплатить государству 341 000 евро, поскольку он использовал подставную фирму с целью уклонения от налогов.

У Налогово-таможенного департамента возникло сомнение по поводу того, что Крууда приобрел у того же Hodge Bay Investment оборудование для производства сыра по искусственно завышенной цене лишь для того, чтобы избежать уплаты государству налогов с изымаемых средств. Департамент заподозрил, что за полочной фирмой стоит сам Крууда.   

По утверждению Крууда, он заплатил за сырное оборудование 3,65 миллионов евро, однако, налоговый департамент определил реальную стоимость сделки в 620 000 евро. Суд вынес решение в пользу налогового департамента. Таким образом, Крууда с помощью сделки вывел из фирмы без налогов примерно три миллиона евро.  

Таковы уже известные общественности факты, которые оспаривались со стороны предпринимателя Крууда. 

Всплывшая в результате панамской утечки информации документация свидетельствует, что зарегистрированная на Британских Виргинских островах фирма, точнее Hodge Bay Investments, была приобретена в 2004 году за 928  долларов. Сделку осуществила работавшая в таллиннском районе Мустамяэ фирма Калле Норберга.

Попавшие в распоряжение «Pealtnägija» документы свидетельствуют о том, что в то самое время, пока Оливер Крууда судился с Налогово-таможенным департаментом, помещенная обратно на полку Hodge Bay была вновь возвращена к жизни, ее директором и владельцем был оформлен Калле Норберг.   

Этот факт Норберг изначально отрицал перед журналистами, но с появлением на столе соответствующих бумаг он частично его признал: «Я думаю, что если там потребовались какие-то…,  то ли какие-то выжимки, то ли другие вещи, то эти бумаги оформлены просто для однократного использования. Я ничего об этом не знаю». 

Из тех же бумаг явствует, что в процессе временного пробуждения к жизни полочной фирмы участвовал нынешний председатель адвокатуры Ханнес Валликиви, в то время являвшийся рядовым адвокатом.  Последний направил непосредственно управляющему клиентурой Mossack Fonseca ряд касающихся этого дела инструкций. Валликиви, сославшись на тайну клиента, отказался прокомментировать ситуацию для  «Pealtnägija», заверив, что не совершал ничего противозаконного.

Телепрограмма обнаружила и сделанную весной 2014 года внутреннюю запись Mossack Fonseca о том, что Калле Норберг вновь вышел на связь с их люксембургских представителем и привлек туда нового клиента – Урмаса Тооме. Последний представлял юридическое бюро M.O.B., желавшее открыть в Люксембурге представительство и заинтересованное в приобретении фирм.

Как сообщалось на домашней странице действовавшего в Эстонии с 1999 года юридического бюро, его основной сферой деятельности было открытие и ликвидация фирм. В коммерческом регистре Эстонии с именем Тооме связано 516 фирм. Весной 2014 года, в то самое время, когда Норберг представил Тооме в люксембургском офисе  Mossack, Тооме развернул по всему миру кампанию по скупке фирм. Он приобрел предприятия на Мальте и Кипре, изучал ситуацию в Новой Зеландии и Гонконге, и создал частный фонд в Панаме.

Появившаяся после утечки информации документация показала, что Тооме выискивал фирмы, которые работали уже несколько лет и имели собственный оборот. Например, весной 2015 года Тооме приобрел подобную фирму на Сейшелах. Его партнерское предприятие Mossack подыскало на своих полках основанное осенью 2014 года в Британской Ангилье предприятие Tallyfield S.A.

Из панамских документов выяснилось также, что Тооме стал владельцем и директором Tallyfield S.A. уже в сентябре 2014 года. Как видно из дальнейшего развития событий, еще в 2014 году Тооме ничего не знал о существовании подобного предприятия. Изменения задним числом отношений собственности должно было бы классифицироваться по законам Эстонии как фальсификация, однако, Tallyfield S.A. относится к юрисдикции Великобритании. Урмас Тооме также отказался от разъяснений данного инцидента.  

Комментарии
Copy
Наверх