На встрече с замминистра иностранных дел РФ Григорием Карасиным помощник госсекретаря США Дэниел Фрид сказал, что США не считают перенос Бронзового солдата разумным.
Wikileaks: США не поддержали перенос Бронзового солдата
Это высказывание Фрида содержит распространенный в Интернете документ, который, по всей вероятности, оказался в числе 251 000 докладов американских посольств, обнародованных сайтом Wikileaks.
В обзорном резюме встречи говорится: «Фрид заверил Карасина в том, что США поддерживают независимость российских соседей и суверенность по отношению к сфере влияния России, но в то же время побуждают их развивать хорошие отношения с Россией.
Такие темы, как монументы Второй мировой войны, эмоциональны для обеих сторон, поэтому и Россия, и ее соседи должны считаться с этими чувствами».
Ради хороших отношений
Большая часть полуторачасовой встречи, которая состоялась в Москве 15 мая
2007 года, была посвящена кавказскому региону, однако, как говорится в документе, Фрид и Карасин обсудили и так называемую бронзовую ночь в Эстонии.
«Карасин посетовал на то, что заявления США и ЕС по поводу Эстонии не способствуют «позитивной атмосфере», хотя и признал, что шаги, предпринятые Россией, не были «элегантными».
В ответ на это Фрид сказал, что США видят Россию как партнера в жизненно важных вопросах, хотя это партнерство и не достигло своего потенциала.
«У нас есть с Россией трудности по части отношений с соседями, а также в области внутреннего развития. Мы исходим из той позиции, что соседние государства совершенно самостоятельны, суверенны и не являются частями сферы влияния России.
В то же время им необходимо развитие хороших отношений с Россией, и ее не следует провоцировать».
Глубокие чувства
Как сказал Фрид, «шаги Эстонии по устранению мемориала Второй мировой войны не были разумными, и мы сказали об этом эстонцам. Заявление, против которого Карасин выразил протест, мы сделали после того, как народные массы в России отреагировали на события слишком резко».
В документе сказано, что Карасин подчеркнул глубокие чувства России по отношению ко Второй мировой войне и сказал, что монументы — такие же символы ее эмоций, как флаги — символы национальных чувств.
Фрид согласился с этим, но, в свою очередь, подчеркнул, что у эстонцев, поляков и украинцев, особенно у западных украинцев, тоже имеются сильные чувства в связи со Второй мировой войной и что они существенно отличаются от эмоций русских, хотя тоже основываются на тех же реальных событиях. «Русские должны понять это», — добавил он.