Почему слабоумные старики, алкоголики и аутисты живут под одной крышей в Валкла? (1)

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Valkla Kodu остается единственным в Эстонии специализированным попечительским домом закрытого типа, в который суд направляет сроком на один год  страдающих психическими расстройствами лиц, представляющих опасность для себя и для окружающих. В лучшем случае за это время подопечные успокаиваются и обретают способность вести размеренную повседневную жизнь совершенно свободно или под частичным присмотром где-то в иных местах
Valkla Kodu остается единственным в Эстонии специализированным попечительским домом закрытого типа, в который суд направляет сроком на один год страдающих психическими расстройствами лиц, представляющих опасность для себя и для окружающих. В лучшем случае за это время подопечные успокаиваются и обретают способность вести размеренную повседневную жизнь совершенно свободно или под частичным присмотром где-то в иных местах Фото: Sander Ilvest

Ограду расположенного в волости Куусалу в Харьюмаа валклаского  специализированного попечительского дома закрытого типа приходилось неоднократно достраивать, увеличивая высоту и плотность ограждения. Все дело в одном из страдающих душевным расстройством обитателе данного учреждения, который целыми днями только и помышляет о том, как обмануть его сотрудников и вновь пуститься в бега.    

За несколько лет этому выдумщику удавалось сбегать из Валкла более десятка раз, обычно он благополучно добирался в другой конец Эстонии в свой родной дом. Оттуда его вновь возвращают в Валкла. Последний раз он умудрился взломать запертое чердачное окно и выбраться через него наружу, пишет Postimees.

Побег этого молодого человека вроде бы не должен никого особо волновать, однако, беглец не отличает своего от чужого, а по пути домой норовить воровать вещи и пугать сограждан. Его неизменно находят и возвращают в Валкла. И так до следующего победа. 

В Валкла никто не сомневается, что жить на воле этот человек не в состоянии, но оставаться в этом попечительском доме ему тоже не следовало бы. 

«Занимающееся социальной работой заведение не может физически и психологически быть превращено в тюрьму из-за одного единственного человека, с которым государство не способно предпринять ничего иного, кроме как содержать его где-то взаперти, - заявляет директор специализированного учреждения Valkla Kodu Индрек Линдсалу. - Тем более, что речь идет еще об очень молодом человеку, которому еще жить и жить».

Суд выносит решение – в попечительский дом закрытого типа можно попасть лишь на основании судебного вердикта – и в результате в Valkla Kodu оказывается слишком много людей, диагноз которых указывает, что им там не место: слабоумные старики, алкоголики и глубокие аутисты.  Человека отправляют туда на один год, в дальнейшем этот период продлевается год за годом. Кое-кто из числа наиболее пожилых слабоумных обитателей этого заведения с высокой степенью вероятности остаются там до конца своей жизни.  

«Страдающих деменцией пожилых людей вообще не следует сюда направлять, - полагает Линдсалу. - У нас тут несколько лет находилась дама, считающая, что ей всего пять лет. Она, конечно, норовит потеряться, как только начинает куда-то самостоятельно идти, но ей не место в закрытом учреждении», - рассказывает он.    

По его словам, смысл определения человека под специализированную опеку заключается в оказании помощи опасному для самого себя и окружающих психически нездоровому лицу, дабы оно смогло в дальнейшем безопасно проживать самостоятельно или в обычном попечительском заведении.  

Четкие рамки держат в руках

Каким же образом страдающие слабоумием старики оказываются в закрытом попечительском заведении? Опыт Валкла свидетельствует, что в случае государственной опеки свою роль играет и сумма расходов, которые надлежит нести самому человеку или его опекуну. 

Директору по обслуживанию AS Hoolekandeteenused Лийна Ланно сопоставила суммы: государство платит за место в Валкла более 900 евро в месяц, доля самофинансирования со стороны самого человека за питание и размещение составляет еще 230 евро. Для сравнения: в обычном доме престарелых самофинансирование составляет 700 евро или даже больше. Отвечающие за несчастного старика родственники, а так же местные самоуправления заглядывают в свой кошелек.   

«Обычный покладистый пожилой человек никак не заслуживает пребывания по сути дела до конца жизни за решеткой», - отмечает Линдсалу. Но мы не можем сделать для них ничего иного, кроме как предложить по возможности человечные условия жизни».

Аналогичная ситуация складывается и со страдающими аутизмом людьми, которых иной раз так же на основании решения суда отправляют в специализированные попечительские заведения. Аутистам требуются очень четкие рамки, единообразное поведение, их может вывести из себя даже небольшое изменение повседневной рутины. В Валкла все направлено на поддержание этой рутины, но аутиста может всерьез вывести из себя каждая мелочь.

Почему же аутисты оказываются в Валкла? «Нередко близкие просто не имеют возможности день и ночь обеспечивать им уход, в итоге они оказываются здесь», - рассказывает Линдсалу. - Но в том объеме, который для них необходим, мы здесь ухода не обеспечиваем. На дюжину аутистов у нас здесь днем трудятся двое работников, а ночью - один. Аутист же требует как можно более персонализированного подхода, один на один».

Ланно также уверена, что суд не должен был бы направлять глубоких аутистов в учреждение закрытого типа. «Для них подошло бы полузакрытое место проживания, в полностью открытых условиях они бы не справились», - утверждает она.    

Смирение с собственной участью

По мнению Ланно и Линдсалу, специализированный попечительский дом закрытого типа неподходящее место и для алкоголиков. Однако лиц, страдающих алкогольной зависимостью и имеющих склонность к агрессии после употребления крепких напитков, суд, в конце концов, направляет на год в попечительский дом закрытого типа.    

«Мы ведь здесь на самом деле зависимости не лечим, просто удерживаем их подальше от водки и прочих зелий», - констатирует руководитель Valkla Kodu. - В долгосрочной перспективе мы не можем им особо помочь».

«Находясь у нас в течение года, он не принимает алкоголя, мы помогаем ему жить в трезвости. Через год с ним все в порядке и он уходит домой, но чаще всего там вновь начинается злоупотребление выпивкой и возникает вероятность возвращения к нам», - делится опытом Ланно, по словам которой, зачастую возвращение в исходное состояние – это лишь дело времени.  

«Чтобы помогать долговременно существуют долгосрочные программы, например, предлагаемые проектом Lootuse küla, - говорит она. - У нас такой поход невозможен. Алкоголик из-за своих проблем отвергнут обществом, человек же имеет естественную потребность приносить пользу обществу, с чем он не справляется».

Директор AS Hoolekandeteenused полагает, что таким людям требуется не постановление суда, а трудовой центр, в котором он находится добровольно и получает помощь со стороны профессионалов.

Ланно считает, что в закрытом специализированном попечительском заведении должны находиться лишь психически нездоровые люди – например, шизофреники, представляющие опасность для самих себя и для окружающих и нуждающиеся в помощи.  

«Они замыкаются в себе, не принимают лекарств, симптомы заболевания усугубляются, их сознательность по отношению к болезни низка, они могут впадать в агрессию», - обозначила она типичные причины, по которым психически больной человек может оказаться в Валкла. 

«В их случае подобная изоляция помогает, и мы действительно можем их поддержать – сформировать простейшие повседневные привычки: просыпаешься, завтракаешь, принимаешь лекарства, отправляешься на работу, наступает обед и т.д.».

Психолог Valkla Kodu Теэле Ээбик отмечает, что цель их работы заключается в оказании помощи психически больным людям смириться со своей жизнью и с заболеванием. «Здесь важнее быть хорошим человеком, чем квалифицированным психологом», - считает она. 

Психиатр пояснил, что душевные расстройства возможно контролировать, принимая лекарства, но предоставленный сам себе пациент может нарушать это требование. Поэтому-то и возникают приступы агрессии, и пациенты нуждаются в учреждениях закрытого типа.   

Специализированный попечительский дом - это не место и для душевнобольных, совершивших тяжкие преступления. По словам Ланно, до сих пор подобные подопечные в Валкла не попадали. 

Может ли совершивший на минувшей неделе тяжкое преступление в Вильянди мужчина, имеющий психиатрический диагноз, в один прекрасный день оказаться в Валкла?  Директор так не считает, в качестве примера она приводит норвежского массового убийцу Андерса Брейвика, находящегося на принудительном психиатрическом лечении.

По словам Ланно, AS Hoolekandeteenused имеет печальный опыт одного своего заведения в Выйсику, где несколько лет назад тоже в закрытом отделении один из подопечных жестоко убил другого. Убийца был признан невменяемым и отправлен на принудительное лечение в психиатрическую клинику.   

В Выйсику закрытой спецопеки больше нет. «Мы не лечим, наше учреждение оказывает социальную услугу», - напоминает она.  

Слишком много и тесно

Еще несколько лет назад имеющие самые разные диагнозы пациенты содержались в Валкла вперемешку и перемещались по длинным коридорам, как это было принято в типичных советских специализированных попечительских учреждениях. За последнюю пару лет обитателей заведения разделили на группы т.н. семейного типа. Она разбиты на семьи попечительского заведения, исходя из имеющихся диагнозов и наличия поведенческой совместимости. 

По словам Ланно, поддерживать подобную систему нелегко, поскольку если суд присылает в Валкла нового человека, а места в сообразном его особенностям отделении нет, его все-таки приходится отправлять туда, где имеется место.

Если еще год назад в Эстонии насчитывалось четыре-пять специализированных попечительских домов закрытого типа, то теперь для взрослых остается лишь центр в Валкла.

Распределение по группам в зависимости от диагноза несколько успокоило подопечных Valkla Kodu. «Тяжелые ситуации возникают реже, случаи отправки людей в специальные изоляторы отмечались в прошлом году семь раз, до этого тех, кто проявлял опасное беспокойство, приходилось изолировать по нескольку раз в течение месяца», - констатирует Ланно.

Чем же занимаются подопечные? Страдающие деменцией старики и аутисты в основном находятся в своих комнатах. Многие другие при желании ходят там же неподалеку на работу – они занимаются упаковкой предназначенных на экспорт деталей крыш в одной местной фирме. «Есть какое-то занятие, время идет быстрее», - отмечают задействованные в мастерской люди.  

Кто-то помогает на кухне, кто-то занимается уборкой помещений, кое-кто помогает таскать белье, когда его оправляют в прачечную и привозят обратно. Короче говоря, подопечные выполняют обычные работы, необходимые в крупном хозяйстве. Все это, разумеется, происходит под руководством и надзором сотрудников учреждения. Такая деятельность одновременно является частью терапии.   

Линдсалу отмечает, что подопечных заведения пытаются привлекать к более здоровому образу жизни. Однако, курящие имеют возможность пять раз в день под присмотром сотрудников выходить на закрытый двор, чтобы подымить сигаретой. Сами сигареты находятся у сотрудников заведения и вручаются курильщикам поштучно. В летнюю пору, а так же и в теплые летние дни подопечные проводят больше времени на свежем воздухе, и даже совершают под строгим присмотром  выезды на лоно природы. 

В прошлом году в закрытом дворе были установлены два парника и обитатели центра выращивали там помидоры. «Мы высадили 24 саженца, пять сортов», - пояснил старший наставник Андрес Хейнсаар. 

«Людей, которые никогда ничем подобным не занимались, приходится всему обучать. Даже тому, что растения поливают холодной, а не горячей водой», - вспоминает он один случай, когда вся помидорная рассада чуть не погибла от лейки с кипятком. В прошлом году они оборудовали небольшие грядки прямо на улице, где выращивали картофель, морковь и т.п. 

Местные жители недовольны

Цель AS Hoolekandeteenused состоит в том, чтобы в будущем оставить в закрытом попечительском доме только душевнобольных пациентов, которым можно помочь в подобных условиях. Тех, кто после пребывания в течение года или более долгого времени под спецопекой смогли бы жить в более свободных условиях. 

«Вместо нынешних 105 подопечных здесь могло бы оставаться 60 или самое большее 80 койко-мест», - полагает Линдсалу. Однако это означает, что в своем нынешнем виде  центр Valkla Kodu окажется слишком просторным и накладным, с другой стороны, проживание в многоэтажных домах не в самых домашних условиях представляются не самыми уместными. 

AS Hoolekandeteenused имеет в Valkla обширные территории, на которых можно построить дома меньших размеров. По словам Ланно, этот план вряд ли осуществится, поскольку местные жители очень противятся этому. Против развития центра в Валкла, по словам его директора по обслуживанию, оказывается то обстоятельство, что найти персонал для расположенной за городом вдали от больших дорог небольшой деревни достаточно трудно – большинство из 82 работников центра приезжает туда из Таллинна и из прочих мест за пределами волости Куусалу.

Последний в стране специализированный попечительский дом 

Центр Valkla Kodu предприятия AS Hoolekandeteenused является единственным закрытым специализированным попечительским домом, в котором на основе постановления суда содержаться представляющие опасность для себя и окружающих взрослые люди с различными психиатрическими диагнозами.  

В специализированном заведении людей не лечат, его цель заключается в оказании им помощи в преодолении повседневной рутины, под постоянным надзором и руководством они могут успокоиться и обрести готовность к проживанию в обычном попечительском доме или в обычных домашних условиях. 

Специализированный попечительский дом в Валкла не является психиатрической лечебницей. Последние могут направлять уже прошедших активное стационарное лечение пациентов в специализированный попечительский дом, чтобы их состояние не ухудшалось. Направление движения может быть и обратным: подопечных специализированного попечительского дома при ухудшении их состояния и неподчинении сотрудникам центра или при проявлении опасных наклонностей на какое-то время переводят на больничное лечение.

В последние годы AS Hoolekandeteenused ликвидировало свои закрытые отделения в Керну (2009), в Колувере (2013), в Выйсику (2014) и в Эраствере (2015). Количество лиц, направленных на основании решения суда в специализированный попечительский дом закрытого типа сократилось со 176 человек в 2013 году до 105. До 2013 года аналогичный спеццентр закрытого типа действовал еще и в Южной Эстонии в Выру.

Для признанных судом подлежащими направлению в специализированный попечительский дом закрытого типа несовершеннолетних лиц имеется шесть мест в центре Imastu Kodu и еще шесть мест в Образовательной коллегии Маарьямаа при AS Hoolekandeteenused.

Наверх