/nginx/o/2011/01/04/494022t1he78f.jpg)
Во время просмотра этой драмы я пролила свой годовой запас слез. Сердце колотилось, хотелось выть волчицей и биться головой об стену. Мир ужасно, невыносимо несправедлив к Варис Дирие и еще к миллионам других женщин.
Кто мы такие, чтобы судить людей другой культуры? Может, для каких-то племен обычное европейское рукопожатие кажется дикостью. Пока дело не касается лично нас, мы как истинные приверженцы толерантности могли бы и промолчать.
Но я не могу. К омерзительному варварскому обычаю женского обрезания, распространенному почти в трех десятках стран Африки и в некоторых странах Ближнего Востока, невозможно относиться как-то иначе, чем с осуждением. Несмотря на то, что эта традиция насчитывает уже много веков.
Печальная история
Меня беспокоит и то, что эти зверские процедуры производят сегодня не только в далеких экзотических странах, но и вполне может статься, что на соседней улице. Ведь эмигранты в цивилизованных странах продолжают практиковать свои нечеловеческие травматичные обычаи на собственных детях.
В автобиографическом фильме «Цветок пустыни», который идет на экранах Эстонии, и в одноименной книге Варис Дирие, которая есть в продаже в книжных магазинах, говорится о том, что сегодня жертвами таких операций являются около 150 миллионов женщин, а примерно 6000 девочек ежедневно (!) лишаются женских наружных половых органов частично или целиком.
Практикующие этот обряд изуверы наносят непоправимый вред не только физическому, но и психическому здоровью будущих женщин. Но без этого женщина не считается «чистой» и «холодной», и ее никто не возьмет замуж.
В первую брачную ночь жених ножом или бритвой надрезает зашитое чрево и таким образом делает из девушки «настоящую женщину». На такое заклание своих дочерей ведут матери, сами подвергшиеся этой пытке. Но не все способны ее пережить.
Так случилось и с сомалийкой Варис Дирие, женщиной необыкновенной красоты и силы. Эта девочка-кочевница добралась до Европы, стала супермоделью и ныне является специальным послом ООН в вопросах запрещения женского обрезания и основателем Фонда по борьбе с женским обрезанием.
Роль Варис Дирие в фильме играет эфиопка Лия Кебеде, темнокожая красавица, внешне похожая на Дирие и даже участвовавшая вместе с ней в некоторых рекламных кампаниях. Одна из сестер Варис Дирие умерла после операции, которую сделали ржавой бритвой без анестезии, другая скончалась при родах. Варис выжила. Но то, как с ней обошлись, английский врач назвал работой мясника.
Редкий по мерзости момент в фильме: врач вызывает медбрата-сомалийца, чтобы тот перевел для девушки его заключение. Сомалиец, уже нашедший приют в Европе, но от этого не ставший более цивилизованным, пользуясь тем, что врач не знает местного наречия, корит девушку за то, что она отступает от традиций и допускает мужчину осматривать ее ниже пояса.
История Дирие известна: обещанная старику за пять верблюдов, в 13 лет она решает сбежать из семьи. Девочка в одиночку пересекает пустыню, добирается до столицы Сомали Могадишо, где живет ее бабушка.
Родственники отправляют Варис в Лондон в качестве прислуги в посольстве Сомали. Там она живет, как собачка — удивляется проточной воде, за шесть лет выучивает только те английские слова, что сумела разобрать в телепередачах.
Семья посла вынуждена вернуться на родину, на которой бушует гражданская война. Сомали и сегодня — одна из самых нестабильных стран мира. Девушка остается в Лондоне, бомжует, теряет документы и знакомится с Мэрилин (Салли Хокинс), мечтающей о карьере танцовщицы.
Мэрилин становится лучшей подругой Варис и устраивает ее на работу в фастфуд, где она встречает фотографа Терри Дональдсона (Тимоти Сполл).
Постепенно жизнь Варис нормализуется: у нее появляется круг общения, она учит английский язык, учится жить в цивилизованном обществе. Но даже добившись успеха и известности, она не может забыть о той ране, которую ей нанесли в детстве.
И на вопрос журналистки популярного журнала о том, какой день изменил ее жизнь — не тот ли, когда ее выловил из толпы фотограф, Варис собирается с силами и рассказывает историю, которая позже потрясет весь мир.
На вершине карьеры модели женщина решает полностью посвятить себя борьбе с варварской традицией, коротая принесла ей столько боли.
Вошла в историю
За рамками фильма остался тот факт, что Варис в своей работе встречает не только понятное сопротивление традиционалистов, но и поддержку различных деятелей культуры и политиков. На сегодняшний день многие страны законодательно запретили практику обрезания.
Варис вошла в историю как женщина, впервые отважившаяся открыто заговорить на очень интимную, но одновременно очень важную тему.
После выхода «Цветка пустыни» Дирие написала несколько книг в продолжение поднятой темы — «Рассвет в пустыне», «Дети пустыни» и «Дочь кочевника».
Фильм
Цветок в пустыне/
Desert Flower
Драма. Германия-Великобритания-Австрия, 2009
Режиссер: Шерри Хорман
В ролях: Лия Кебеде, Салли Хокинс, Крейг Паркинсон, Мира Сайал, Энтони Маки, Джульет Стивенсон, Тимоти Сполл