Воспоминания химика: как чернобыльская катастрофа сказалась на грибах в Эстонии?

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Грибы.
Грибы. Фото: Kristjan Teedema / Tartu Postimees

В 1986 году моя основная работа в Институте биологии и зоологии АН ЭССР была связана с измерением естественной радиоактивности. После чернобыльской катастрофы я по своей инициативе измерял уровень радиоактивного загрязнения в Тарту и его окрестностях.

Делал я это до тех пор, пока мой тогдашний партийный босс не запретил мне заниматься такой самодеятельностью, чтобы «не создавать напрасной паники среди населения». Вместо этого мне посоветовали руководствоваться официальными сообщениями из Москвы.

Мои измерения, которые нельзя было публиковать, показывали, что Тарту и его окрестности тоже оказались затронутыми чернобыльскими загрязнениями. Особенно это стало заметно после майских праздников, когда с северным ветром воздушные массы принесли нам попавший на север Европы с Чернобыля зараженный воздух. Основная радиация обуславливалась радиоактивным йодом и цезием.

К счастью уровень заражения был невысок. То же относилось к Валгамаа.

Известно, что плодовое тело гриба имеет свойство накапливать вредные, в том числе и радиоактивные, вещества, например, радиоактивный цезий. Разным видам грибов это свойственно в разной мере. 

Эта информация стала поводом для нашего института начать работы по измерению уровня радиации от радиоактивного цезия в грибах.

Инициатором и научным руководителем проекта был академик Эраст Пармасто. Сбором грибов, их классификацией, подготовкой к измерениям занималась подведомственная Пармасто рабочая группа микологии института.

Моей задачей стало определение количества радиоактивного цезия в собранных грибах.

Летом 1987 года в Западной Эстонии и на островах было собрано более пятидесяти проб плодовых тел грибов. Считалось, что тот регион был наиболее заражен, поскольку один из прошедших над Чернобылем воздушных потоков своей восточной периферией задел в конце апреля Сааремаа и Хийумаа.

Наибольшее загрязнение грибов предполагали в районе Вильянди и на Сааремаа. Но против ожиданий уровень радиации в грибах оказался там сравнительно низким.

Некоторый, хотя и не опасный, уровень радиоцезия наблюдался в собранных в Пярнуском районе кольчатых колпаках, свинушках, горькушках и сыроежках. А также в собранных в Вильяндиском районе подберезовиках. 

Так что исследование 1987 года не дало оснований говорить о радиоактивном загрязнении заражении потребляемых в пищу грибов.

В те годы у нас не было возможности ознакомиться с результатами мониторинга проведенного на Чудском озере сотрудниками академика Энделя Липпмаа, который показал резкое повышение радиоактивности озерной воды и рыбы в дни после катастрофы в Чернобыле. Эти данные стали достоянием общественности только в 1991 году.

Собранные в 1988 году в Ида-Вирумаа грибы показали значительно более высокие уровни содержания радиоцезия, чем в собранных год назад в Западной Эстонии.    

Так взятая в Нарва-Йыэсуу проба рядовки показала превышение допустимого уровня в несколько раз. Превышающий норму уровень радиоцезия был отмечен также в желто-бурых моховиках, поздних масленках, кольчатых колпаках, волнушках и горькушках. А вот сыроежки оказались почти чистыми.

Получил подтверждение тот факт, что свинушки и там были сильно загрязнены. Это означало, что этот широко распространенный гриб может служить индикатором широты и интенсивности радиоактивного загрязнения.

Данные этого исследования заставили нас и других ученых-микологов усомниться в некоторых считавшихся прописными истинах.

А именно, усвоение грибами цезия связывают с калиевым обменом грибов, это означает, что в ходе роста гриба цезий заменяет питательный элемент калий. Предполагалось, что в ходе роста гриба цезий выполняет ту же роль, что и калий, поскольку оба являются щелочными металлами и их химические свойства похожи. При этом забыли, что биофизиологические свойства щелочных металлов совершенно разные. Так соли натрия не могут заменить важный для роста растений калий. Ни один полевод не станет использовать вместо калийной соли поваренную. 

Кроме того, было известно, что высшие грибы без различия видов характеризуются сравнительно высоким содержанием калия, поэтому их рекомендуют потреблять в качестве источника калия при проблемах с сердечной мышцей. При этом содержание калия мало зависит от вида высшего гриба. Зато содержание в них радиоцезия даже в одном месте произрастания отличалось в них в то и в сотни раз.

Так что наши исследования показали отсутствие прямой связи между содержанием калия и радиоцезия. Таким образом, нельзя сводить поглощение цезия к калиевому обмену.

К сожалению, эти очень интересные исследования остались незавершенными и неопубликованными, поскольку проводившую их лабораторию закрыли.  

Также остался без ответа вопрос о стабильности и продолжительности радиоактивного загрязнения в Ида-Вирумаа в годы после чернобыльской катастрофы.

Чему следует учиться на примере чернобыльской катастрофы?

В Эстонии уже несколько лет спорят о необходимости сооружения АЭС. Об этом говорят экономические прогнозы – с ростом потребления электроэнергии уже в ближайшие десятилетия встанет вопрос невозможности увеличения ее производства на базе традиционных источников.

Следует ли в Эстонии строить свою АЭС или закупать электроэнергию в каком-то соседнем государстве, что угрожает потерей экономической и стратегической независимости.

Чернобыльская катастрофа показала, что сопровождавшее ее радиационное заражение не признает госграниц и может распространяться весьма далеко.

Так что с точки зрения ядерной безопасности не столь решающим является место расположения АЭС, сколь ее технологическая безопасность, профессиональные и моральные качества обслуживающего ее персонала.

В непосредственной близости от нас расположена крупная старая АЭС чернобыльского типа в Сосновом Боре Ленинградской области. Она представляет для нас гораздо большую угрозу, чем АЭС последнего поколения, которую, возможно, построят у нас в будущем. 

Комментарии
Copy
Наверх