В середине марта уже второй раз в течение этого года был осужден в уголовном порядке наркодилер и вымогатель Эрго Йыхве. Мужчина вел себя особенно разнузданно, поскольку, находясь в следственном изоляторе, принялся угрожать и вымогать деньги у свидетельствовавших против него людей. Подобные случаи происходят достаточно редко. На основании соответствующей статьи в прошлом году было начато всего восемь расследований.
Наркодилер отправил своих близких за решетку
Для того, чтобы начинать заниматься вымогательством у свидетелей, Йыхве надо было первым делом попасть под следствие. По словам прокуроров Лыунаской окружной прокуратуры Яне Паюс и Татьяны Тамме, Йыхве являлся одним из главных поставщиков в Вильянди наркотических препаратов MDMA и амфетамина. Его рука простиралась даже дальше – в Валга и другие ближайшие окрестности. Неподалеку от Вильянди у него имелся гараж, в котором он оказывал связанные с автомобилями услуги, под прикрытием которых он и промышлял наркобизнесом.
Оба препарата Йыхве добывал в Таллинне, откуда и доставлял их в Вильянди. Там он распределял их между дилерами более низкого уровня, которые, свою очередь, перераспределяли их между другими распространителями или же продавали их непосредственно потребителям.
В роли дилеров выступали его друзья, а так же люди, которым он доверял на основе долговременных отношений. Хотя это обстоятельство никак не сказывается на серьезности его деяний и суровости наказания, можно сказать, что Йыхве торговал довольно чистым товаром. То есть он не разбавлял его мукой, сахарной пудрой или каким-нибудь химикатом, чтобы дополнительно подзаработать за счет объема. И хотя он был важным поставщиком на рынке Вильяндимаа, нельзя сказать, что он жил на особо широкую ногу – у него было конфисковано чуть более тысячи евро и автомобиль. Обычно у таких подсудимых оказывается гораздо больше подлежащего конфискации имущества.
Насколько известно полиции, Йыхве занимался продажей наркотиков как минимум с начала 2013 года. Полицейские обратили на него внимание в ходе оперативной работы. По словам Паюс, помимо дилеров, непосредственно продававших товар потребителям, стражи порядка хотели выявить их поставщиков, а затем и поставщиков следующего уровня, поскольку при разоблачении одних только уличных дилеров рынок быстро заполняет эту нишу.
Поэтому 5 января 2014 года полиция проследила очередную ходку Йыхве в Таллинн, где он встречался со своим дилером Региной Найденовой. Женщина передала Йыхве 500 таблеток MDMA, и мужчина отправился в обратный путь в Вильянди.
Не желая устраивать опасного преследования, полиция позволила Йыхве вернуться домой, но в тот самый момент, когда он отправился распределять между дилерами доставленные из Таллинна наркотики, поставщика взяли вместе с 488,5 таблетками. По дороге он успел кое-что раздать и принять. Кроме самого поставщика в Таллинне была задержана вся столичная сеть наркодельцов. Йыхве был доставлен в следственный изолятор, где поначалу не имел возможности с кем-то общаться, чтобы исключить с его стороны всякое воздействие на свидетелей, и никто не мог воздействовать на него самого.
Через какое-то время Йыхве позволили позвонить матери, для общения с которой у него были веские личные причины. В результате недосмотра сотрудников тюрьмы Йыхве позвонил не только матери, но и другим лицам – своей сожительнице Сандре Типп и ее брату Ринго Типпу.
Кроме того, Сандра и Ринго Типп получили доступ к данным против Йыхве в ходе следствия свидетельским показаниям, которые были сфотографированы ими с помощью смартфона. С этого момента Йыхве занялся организацией оказания давления на свидетелей.
Проконсультировавшись с Йыхве, брат и сестра поехали домой к одному из свидетелей, с тем, чтобы путем вымогательства заполучить от него деньги для Йыхве. На всякий случай с целью запугивания свидетеля они прихватили с собой Йана Рейнмаа, который, как и Ринго Типп, ранее уже был осужден за тяжкое нарушение общественного порядка.
Позже Рейнмаа показал, что для него цель визита стала ясна уже на месте событий, когда брат с сестрой принялись запугивать свидетеля. Каарела (имя изменено – прим. ред.) начали запугивать в дверях его дома физической расправой и последующим позором, если он не переведет деньги на расчетный счет Йыхве. Поначалу Каарел согласился взять на себя определенные расходы.
Через некоторое время он получил из тюрьмы письмо, автором которого был сам Йыхве. В этом послании Йыхве угрожал наслать на Каарела известного в Южной Эстонии громилу, который должен был вскоре выйти из заключения. После этого Каарел решил, что не будет платить, а обратится в полицию и все расскажет.
Без ведома Йыхве, брата и сестры Типп, а так же Рейнмаа в их отношении было возбуждено уголовное дело по статье, предусматривающей ответственность за вымогательство и оказание давления на свидетелей. Поскольку прокуроры опасались, что Йыхве примется и за других свидетелей, было решено, что первым делом следует довести до конца следствие по наркотикам. В ходе этого дела Йыхве поначалу отказывался от согласительного производства и настаивал на производстве в общем порядке, затем ходатайствовал о согласительном производстве, но после заключения соглашения он принялся его оспаривать. В итоге заключенное в феврале соглашение вступило в силу только в июле.
Когда в феврале 2015 года дело о наркотиках было завершено согласительным производством, полиция начала заниматься расследованием вымогательства.
Доказательством по данному делу стал визит к Каарелу, письма Йыхве и показания свидетелей. Кроме того, в их число вошел и разосланный с аккаунта Ринго Типпа членам связанной с Вильянди группе адресатов фотоснимок в сети Facebook, на котором с помощью программы обработки фотоснимков лица давших показания свидетелей были помещены вместо козлиных голов и снабжены подписью: «кругом полно козлов». Всего группа пыталась различными способами оказывать давление на семь человек.
Дошедшее до суда летом уголовное дело завершилось 23 сентября в рамках согласительного производства. Приговор вступил в силу лишь 15 марта этого года, поскольку Йыхве вновь применил тактику затягивания. И вновь безуспешно. На основании вердикта суда с учетом приговора по делу о наркотиках Йыхве был приговорен к совокупному наказанию в виде пяти лет реального лишения свободы.
Ринго Типп был приговорен к одному году реального лишения свободы, Сандра Типп и Йан Рейнмаа получили четыре года тюрьмы условно, при этом все они побывали за решеткой в период проведения расследования - 32 дня и двое суток соответственно. При этом брату и сестре Типп было запрещено общаться с двумя пострадавшими.
Хотя прокуроры и не припоминают других подобных случаев, по их утверждению нельзя исключать, что ничего подобного ранее никогда не случалось.
«Мы не можем твердо утверждать, что это единственный подобный случай в Южной Эстонии, когда один из фигурантов процесса пытался всячески воздействовать на одну из сторон. Хотя дело это уникально потому, что воздействие на давших показания лиц и вымогательство координировалось со стороны находящегося под стражей лица, в отношении которого действовали ограничения по части общения. Вероятно, из страха перед возможной местью люди опасаются сообщать о таком в органы охраны правопорядка. Я твердо призываю обращаться в полицию или к прокурору – у нас имеются методы и средства, чтобы выявлять преступления против правосудия и отправлять преступников под суд», - утверждает прокурор Яне Паюс.
Руководитель службы наркопреступлений Лыунаской префектуры Департамента полиции и погранохраны Кристьян Томмингас заявил, что следует надеяться, что данный инцидент помог многим людям раскрыть глаза на насилие, осуществляемое в отношении их самих или их близких.
«В наших глазах особого признания заслуживают люди, при первой же возможности предпринимающие что-то для изменения сложившейся ситуации. В отношении обоих уголовных дел ясно чувствовалось, что годами тянувшаяся ситуация была неприемлема для большинства молодых людей, однако, многим не хватало смелости сразу же что-то предпринять, чтобы помочь себе и заявить о происходящем в полицию», - полагает Томмингас.
Своей разнузданностью Йыхве навлек уголовное наказание не только на себя, но и на свою сожительницу, на его брата и на их общего друга. В отношении Каарела и других свидетелей полиция обещала предоставить защиту, если таковая будет им вновь необходима.