Физическое наказание детей чревато судом (1)

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Редактор: rus.postimees.ee
Copy
Фото: SCANPIX

Случаев судебных разбирательств, связанных с применением родителями физических наказаний в отношении ребенка, с каждым годом становится все больше и больше, пишет Postimees.

В минувшую пятницу достоянием общественной гласности стал случай, когда отец бил сына ремнем. Благодаря социальному педагогу информация о случившемся попала в полицию, которая возбудила в отношении мужчины уголовное производство и допросила его.

В интернет-комментариях тут же развернулась дискуссия о том, является ли виновником всего грубый отец или все дело в отбившемся от рук сыне, с которым отчаявшийся родитель уже не справляется. Вступивший в этом году закон о защите детства запрещает всякого рода ненадлежащее обращение с детьми, как в эмоциональном, так и в физическом отношении. При этом исследования показывают, что многие родители до сих пор считают наказания разумными.

«Если в правоохранительные органы поступает информация о том, что с ребенком было допущено ненадлежащее обращение, с целью установления обстоятельств будет начато уголовное производство, - заявляет советник по прессе Пыхьяской окружной прокуратуры Каарел Каллас. - Ориентировочно в 20 процентах случаев выясняется, что имело место физическое наказание ребенка».

Назначаемые родителям за подобные действия наказания зависят от обстоятельств дела. «В случае, если выяснится, что речь не идет о систематических избиениях ребенка, и налицо единичный случай наказания ребенка, как правило уголовное дело прекращается за отсутствием публичного интереса в делопроизводстве», - поясняет Каллас.

Например, 23 марта текущего года ранее привлекавшийся к уголовной ответственности Айвар Винт был приговорен к восьми месяцам лишения свободы за нанесение удара своему сыну кулаком в грудь и причинение мальчику боли. Ранее этот мужчина угрожал своей сожительнице и физически нападал на нее. Дело было рассмотрено в рамках согласительного производства, мужчина согласился с условиями соглашения и был взят под стражу непосредственно в зале суда.

17 марта ранее не судимый Урмо Пярн был приговорен Тартуским уездным судом к семи месяцам лишения свободы условно, над ним так же был установлен надзор со стороны инспектора криминального надзора, наложен запрет на употребление алкоголя и обязательство участвовать в социальной программе. Мужчина применял насилие в отношении супруги, он также неоднократно угрожал ей и ребенку. Например, он бросал в сторону ребенка и женщины тарелку, которая ударилась об оконное стекло и разбилась. Вспышка гнева сопровождалась словами: «Я убью тебя ножом!». В другой раз Пярн приставил к горлу супруги столовый нож и пригрозил: «Сначала убью вас обоих и тогда подожгу дом!». И в этом случае наказание было назначено в рамках согласительного производства.

«Родители должны знать, что, согласно законам Эстонии, физическое наказание ребенка является наказуемым в уголовном порядке», - отметил окружной прокурор Лыунаской окружной прокуратуры Рауль Хейдо. При этом он уточнил, что уголовное производство оставляет возможность прокуратуре и суду очень гибко реагировать на подобные случаи, их целью отнюдь является не наказание в уголовном порядке каждого оступившегося родителя, поскольку это может еще более усугубить взаимоотношения между ребенком и родителем.

«Прежде всего целью уголовного производства является с помощью внесудебного воздействия или посредством назначенного судом наказания подать родителю сигнал о недопустимости применения физического наказания», - заявил прокурор.

По словам Хейдо, в тех случаях, когда родитель наказывает своего ребенка в результате недостатка родительских навыков, и принимается решение о прекращении уголовного производства, остается возможность привлечь родителя к участию в социальной программе. Ее цель - помочь родителю лучше справляться с самим собой и ребенком. Обучение касается навыков преодоления детских поведенческих проблем и особенностей развития, а так же неприменения физических наказаний.

По словам Хейдо, нередко бывает, что склонные к ненадлежащему обращению родители и сами подвергались в детстве ненадлежащему обращению. «Если в ходе уголовного производства будет выявлено систематическое ненадлежащее обращение с детьми, наказание родителя в уголовном порядке станет неизбежным», - пояснил Хейдо. В интересах обеспечения безопасности детей в подобных случаях в ситуацию активно вмешиваются специалисты по защите детства, решения при этом могут быть различными, вплоть до ограничения права родительской опеки или даже лишения его.

Уровень семейного насилия растет

Пресс-секретарь министерства юстиции Мариа-Элиза Туулик сообщила, что согласно статистике, семейное насилие растет из года в год. «Если в 2014 году увеличение числа преступлений, связанных с семейным насилием, приостановилось, то в 2015 году рост продолжался, - отмечает Туулик. - В 2015 году было зарегистрировано 2997 сопряженных с семейным насилием преступлений, что на десять процентов больше, чем в 2014 году и на 55 процентов больше, чем в 2011».

Около двух третьих случаев семейного насилия затрагивают нынешних или бывших сожителей или супругов, хотя нередко насилие со стороны родителей оказывается направлено и на детей или же на приемных детей (всего 14 процентов). «В этот показатель входят как случаи физического наказания детей, так и сексуального насилия, а так же и всевозможного ненадлежащего обращения», - отметила Туулик. По ее словам, в девяти процентах зарегистрированных случаев имело место насилие со стороны детей в отношении родителей.

88 процентов инициаторов семейного насилия составляют мужчины, 11 процентов составляют женщины, в одном проценте случаев подобное насилие исходит со стороны одновременно как женщин, так и мужчин. Примерно в четверти случаев свидетелем семейного насилия или пострадавшим от него оказывался ребенок.

Руководитель проекта некоммерческого объединения MTÜ Lastekaitse Liit Кийра Горнишефф отметила, что, по их оценке, всякое ненадлежащее обращение с ребенком запрещено и достойно осуждения. При этом проведенные несколько лет назад исследования показывают, что четверть родителей придерживается другого мнения.

«Проведенный в 2011 году детским омбудсменом и Praxis мониторинг прав ребенка и родительства показал, что четверть опрошенных родителей не считает физическое наказание насилием, при этом 38 процентов полагают, что в определенных ситуациях ребенка можно наказывать физически», - сообщила Горнишефф.

Вместе с тем разрешение возникающих между взрослыми людьми проблем с помощью мер физического воздействия признают допустимым лишь восемь процентов опрошенных. Кроме того, по словам Горнишефф, из мониторинга выяснилось, что не менее 32 процентов родителей хотя бы однажды оказывались в ситуации, когда им требовался компетентный совет, но они не знали, где его можно получить. «Достойно сожаления, что в Эстонии до сих пор в качестве метода воспитания ребенка применяется физическое насилие», - полагает Горнишефф.

«Причинение ребенку физической боли, несомненно, не может служить воспитательным целям, налицо унижение ребенка, которое нарушает как его право на физическую неприкосновенность, так и человеческое достоинство», - подчеркнула Горнишефф.

Она заявила, что очень довольна тем, что вступивший в силу с 1 января новый Закон о защите детей со всей определенностью запрещает ненадлежащее обращение с ребенком, более обстоятельно рассматривая формы ненадлежащего обращения.

Запрет на ненадлежащее обращение

Закон о защите детей. Статья 24. Запрет на ненадлежащее обращение с ребенком: (1) Запрещается оставлять ребенка без ухода, подвергать ребенка психическому, эмоциональному, физическому и сексуальному ненадлежащему обращению, в том числе унижению ребенка, запугиванию и физическому наказанию, а также наказывать ребенка любым другим способом, угрожающим его психическому, эмоциональному или физическому здоровью.

Редакция вступила в силу с 1 января 2016 года .

Источник: Закон о защите детей.

Наверх