Уголовное дело по факту убийства лидера преступной группировки Калева Курга, которое произошло десять лет назад, наконец стало доступным широкой общественности. Выяснилось, что, несмотря на все предпринимавшиеся усилия, следователям так и не удалось нащупать ни одной реальной зацепки. Все имевшиеся версии не привели никуда.
Полиция потеряла предполагаемое орудие убийства лидера преступной группировки (5)
В довершение ко всему было утеряно возможное орудие убийства Курга (44), которое случайно нашли в реке Вяэна примерно через год после убийства. Это был пистолет-пулемет Шпагина. Человек, который нашел пистолет, передал оружие прибывшему на место полицейскому патрулю. О находке составили письменный акт. Согласно существовавшему порядку, оружие должно было поступить на хранение на оружейный склад Пыхьяской префектуры полиции.
Похоже, что находка показалась обычным случаем, и полиция не обратила не нее должного внимания. Но тут занимавшейся расследованием убийства Курга Центральной криминальной полиции стало известно, что именно этот ППШ мог быть орудием убийства.
Требовалось только выяснить, подходят ли найденные на месте убийства пули к найденному пистолету. На проржавевшем в реке ППШ генетических следов, наверняка, уже не было, но баллистическая экспертиза была возможна.
Если бы подтвердилось, что именно из этого оружия был убит Кург, то это могло бы дать следствию нить, которая могла бы привести к прежним владельцам оружия, а то и к самому убийце. Но оружие неожиданно пропало.
Пропажа стала невероятной новостью. Документы подтверждали получение оружия у реки Вяэна, но о его поступлении на склад Пыхьяской префектуры не было ни одного письменного свидетельства. Предпринятое запоздалое внутреннее расследование ни к чему не привело.
Версий о том, куда могло «испариться» оружие, было уйма: от намеренного избавления до рук коллекционеров.
В конце прошлого года, когда с момента убийства прошло десять лет, дело о заказном убийстве Курга было направлено в архив Центральной криминальной полиции. Postimees получил возможность ознакомиться с делом, чтобы узнать, куда оно привело.
Ответ был однозначный – никуда. Не было ни одной конкретной нити или потенциального подозреваемого. Никто не видел стрелявшего, хотя тогдашняя сожительница Курга стояла всего лишь в нескольких метрах от него. У полиции не было даже теоретической возможности разрешить дело.
16 ноября 2005 года был обычным днем для криминального авторитета Калева Курга - он встречался с друзьями и знакомыми, а на следующий день собирался вылететь на первенство мира по картингу в Малайзию, поскольку был одним из спонсоров эстонской команды.
За две недели до этого Кург похоронил брата. «Я намерен прожить долго», - сказал он после похорон знакомым. Он начинал новую жизнь – снизил свою активность в уголовном мире и изучал возможность построить где-нибудь в Эстонии спа-гостиницу.
В это же время в Виймси на Крюсантеэми теэ строился для него новый дом. Но пока он жил в Пирита-Козе в съемной квартире, хозяину которой платил лишь проценты по ипотеке.
В Малайзию Кург намеревался отправиться с давней знакомой, танцовщицей ночного клуба Hollywood. Его молодая сожительница Эва-Мария должна была остаться в Эстонии.
Роковую ночь должен был провести с отцом и его девятилетний сын от прежней сожительницы. Калев и Эва-Мария поехали за ребенком. Мальчик сел на переднее сиденье, а Эва-Мария сзади. Мать ребенка успела только сказать, чтобы покормили сына. Кург заехал в одно из своих любимых мест в Пирита - паб Ulla. Они поели и поехали к знакомому, чтобы обсудить ход строительства дома. Побеседовать толком не удалось – ребенок капризничал и хотел домой. Еще не было до девяти вечера, когда Курга Hummer завернул во двор дома по Люкати, 6 и припарковался возле другой машины Курга - ярко-красного спортивного Mercedes, который стоял у подъезда.
Как только Kург вышел из машины, раздалась очередь выстрелов и он упал. Жители дома не обратили внимания на стрельбу, приняв ее за звуки фейерверка. Вышедшая из машины Эва-Мария стрелявшего не видела, а подойдя к сожителю, поняла, что тот уже мертв.
В 21.00 она позвонила в Центр тревоги. Прибывшие на место медики приступили к реанимации Курга, но через десять минут прекратили безнадежные попытки вернуть его к жизни.
Полиция в это время пыталась поймать убийцу по горячим следам. Стрелявший был всего лишь в полутора метрах от жертвы за его спиной, потом он перепрыгнул через невысокую изгородь и убежал.
Полиция зафиксировала только смазанный след ботинка 43-го или 44-го размера. Собака прошла по следам около двухсот метров к реке Пирита и потеряла след. Наверное, там убийца сел в поджидавший его автомобиль.
На многоквартирном доме были установлены шесть камер слежения, но убийца исхитрился не попасть в их поле зрения. Когда полицейские проводили неотложные следственные действия, у дома собрались десятки любопытствующих. Слухи об убийстве известного уголовника тут же расползлись по Таллинну.
На месте убийства было найдено 13 гильз и девять пуль - четыре пули застряли в теле погибшего, кроме того, были найдены три использованные жевательные резинки, 11 окурков и три сгоревшие спички. С окурков и у всех жителей дома сняли пробу ДНК, но это ни к чему не привело.
Через шесть часов после преступления опросили первого свидетеля – Эву-Марию, которая утверждала, что в последнее время у Курга не было никаких проблем. Единственным, что могло бы послужить мотивом убийства, по мнению женщины, было то, что Калев требовал назад занятые у него деньги. Так, кто-то из связанных с казино Bally`s людей должен был ему 25 миллионов крон.
Через месяц Эва-Мария была более разговорчивой и сообщила, что за шесть дней до убийства видела за оградой у дома двух тридцатилетних рабочих в зеленых полукомбинезонах. Они срезали ветки и кусты именно в том месте, куда потом сбежал наемный убийца.
«Это показалось странным, поскольку у нас даже во дворе не прибирали, а тут даже за оградой», - рассказала Эва-Мария. Никакой машины рядом не было. Странным ей показалось и то, что не горел ближайший уличный фонарь, который обычно освещал тут часть двора, где скрывался преступник.
Еще она рассказала, как за несколько недель до убийства они праздновали день рождения в ночном клубе Bon-Bon. Один из участвующих, некий Расмус при Калеве стал оскорблять Эву-Марию и ударил ее. Завязалась драка, во время которой обидчика сильно избили.
Этой же ночью Расмус несколько раз звонил Калеву и угрожал ему, что тот еще поплатится за произошедшее. На следующий день это происшествие постарался загладить один известный высокий полицейский чин.
Он, якобы, был другом Расмуса и просил за него извинения за случившееся. Через две недели Кург неожиданно свернул на своем Hummer на парковку за кино Kosmos. Там ждал Расмус букетом белых роз, он извинился переел Эвой-Марией и вручил ей цветы. «Он сказал, что был пьян, поэтому так поступил», - сообщила женщина на допросе.
Невиновность Расмуса показалась следователям достоверной. К этому времени они уже искали темный BMW третьей серии выпуска 1998–1999 годов. Свидетели видели этот автомобиль на парковке у моста Козе-Люкати во время убийства, предполагалось, что машина ждала убийцу. Но ни общие описания, ни записи камер слежения не помогли найти автомобиль.
Баллистическая экспертиза установила, что орудием убийства могли быть пистолеты-пулеметы Судаева, Шпагина, Дегтярева или самодельное автоматическое оружие, в котором использовали патроны от пистолета ТТ калибра 7,62 мм. Точнее определить не удалось.
Полиция заслушала десятки людей, с которыми Кург общался в последнее время: бывших подельников, представителей спонсируемого им мотоклуба, бизнесмена, который одолжил ему 3,5 миллиона крон на постройку дома, строителей дома и поставщиков строительных материалов.
Все говорили одно и то же: в последнее время Калев чувствовал себя в безопасности и не опасался покушения на свою жизнь. Предположили, что это могла быть расплата за «старые грехи». А их было множество. Например, предположили, что именно Кург в 1993 году развязал стрельбу на заправке Neste, которая привела к войне между пермской и линнувабриковской группировками.
Свидетели сообщили, что за свою жизнь Калев опасался несколько лет назад. Тогда он нанял личного водителя и носил бронежилет. Когда проблема разрешилась, он прекратил опасаться и отказался от шофера и бронежилета.
У Курга оставались интересы в криминальной сфере, но занимался он ими не столь увлеченно, как прежде. Он по-прежнему считал себя лидером эстонского криминального мира, но это не нравилось другим криминальным авторитетам, например, Ассару Паулусу, который возглавил группировку после смерти Курга.
Полиция с самого начала подозревала, что убийцу следует искать в этих кругах. Но ни одной реальной нити туда не вело. 8 августа 2011 года прокуратура подписала постановление, о прекращении расследования по этому уголовному делу. Поначалу его оставили до выяснения новых обстоятельств, но в ноябре прошлого года дело закрыли окончательно и сдали в архив.