В прошлом году молодой семейный врач провела себе операцию по удалению небольшой подкожной опухоли. Но операция прошла неудачно, так как опухоль оказалась злокачественной, и врач умерла.
Удалить родинку может только хирург
Этот инцидент считают одной из причин запрета Больничной кассы на операции семейных врачей по удалению опухолей кожных и подкожных тканей.
Это значит, что впредь пациенту, который хочет удалить, например, родинку или липому (жировик), либо просто проверить неестественное подкожное образование, придется обращаться в больницу.
Благая цель
По словам председателя Общества семейных врачей, главного врача тартуского центра семейных врачей OÜ Ülikooli Perearstikeskus Руть Калда, такое неожиданное решение стало известно врачам в конце прошлого года.
«С нами никто ничего не обсуждал; в конце года разослали письмо, в котором было сказано, что, поскольку исследование тканей не относится к компетенции семейных врачей, то они больше не должны проводить мелкие хирургические операции», — рассказала Калда. Она добавила, что семейные врачи не должны сами проводить анализ тканей, их направляют для этого в лабораторию.
Мелкие хирургические операции, к которым относятся, например, вскрытие жировика или кисты, проводят, по словам Калда, в основном семейные врачи в мелких поселениях, где общая хирургия не столь доступна для пациентов. «Им приходится заниматься этим практические еженедельно», — заметила врач.
Пресс-секретарь Больничной кассы Эвелин Коппель подчеркнула, что вступившее в силу с этого года изменение относится только к удалению поверхностных кожных и подкожных опухолей. Все остальные микрооперации Больничная касса будет оплачивать семейным врачам по-прежнему.
На вопрос, связан ли как-то новый порядок со смертью семейного врача, удалившего себе опухоль, ни Коппель, ни член правления Больничной кассы Мари Матизен прямо не ответили. Они лишь отметили, что изменение введено для улучшения качества лечения.
«По мнению объединений врачей-специалистов диагностика и хирургическое удаление кожных и подкожных опухолей предполагает компетенцию специалиста или семейного врача, прошедшего дополнительную подготовку», — пояснила Коппель.
По мнению семейных врачей, принятое решение приведет к лишним расходам, поскольку в год за те же операции придется платить как минимум на десять миллионов крон больше. В своем открытом обращении Общества семейных врачей приводит такой пример: удаление кожного образования у семейного врача обходится в 15,72 евро (246 крон), а в больнице — 92,10 евро (1441 крону).
Согласно статистике Больничной кассы, в прошлом году услугу по удалению поверхностных кожных и подкожных опухолей оказали 68 семейных врачей из 803.
Семейный врач таллиннского центра семейных врачей Linnamõisa Perearstikeskuse OÜ Катрин Мартинсон уверена, что Больничная касса поспешила с принятием подобного решения, и выразила надежду, что его еще пересмотрят.
Очереди не увеличатся
«Нет никакого смысла вдобавок ко времени пациента тратить на одну процедуру еще и в десять раз больше денег налогоплательщиков», — заметила Мартинсон. По ее мнению, государство должно способствовать многопрофильности, расширению спектра услуг центров семейных врачей, поскольку соответствующую подготовку врачи получили, тем более, что это позволило бы экономить деньги и пациентам, и государству.
Утверждение, что принятое решение увеличит очереди на лечение, по словам Коппель, неправомерно. «Зная, насколько редко оказывали данную услугу семейные врачи, утверждения о том, что очереди на лечение вырастут и сама услуга станет менее доступной, безосновательны», — заметила она.
КОММЕНТАРИЙ
Юри Терас,
руководитель Эстонского общества общих хирургов
Удаление тканей при хирургических операциях и сопутствующие этому исследования имеют право проводить лишь обученные специалисты. Хирургия является врачебной специальностью, которая требует специальной подготовки, поэтому Общество общих хирургов не считает правильным, что этим занимаются врачи, которые такой подготовки не прошли.
Диагностика и хирургическое удаление кожных и подкожных образований должно остаться в компетенции специалистов. В Эстонии достаточно врачей-хирургов, так что эта услуга вполне доступна для всех нуждающихся в ней пациентов.
Несмотря на то что большинство родимых пятен являются доброкачественными, количество злокачественных кожных образований в Эстонии растет, и от качества удаления образования, т.е. от хирургической техники, может зависеть дальнейшее протекание болезни и даже судьба пациента.