Считается, что вечного в природе нет. Однако опыт Эстонии смело доказывает обратное. Если несколько лет назад чиновники от столичной власти резко высказывались за снос спальных районов (мол, панельные дома давным-давно изжили свой ресурс), то теперь все наоборот. У панелек видят большое будущее и утверждают, что при грамотном уходе они простоят еще не один десяток лет, пишет «МК-Эстония».
Жителей Эстонии успокаивают: лифты в нашей стране хоть и старые, но безопасные
А в панельках этих есть лифты. Большинство из которых помнит еще Брежнева. И несмотря на то, что документы изготовителя рекомендовали им ездить не дольше 20–25 лет, они по-прежнему живы, скрипят на тросах и перевозят сотни людей ежедневно.
«Я наш лифт побаиваюсь, – говорит жительница Мустамяэ Вера. – У него, во‑первых, конструкция неприятная – когда входишь в кабину, она опускается вниз на несколько сантиметров, а во‑ вторых, он еще и характером отвратительным отличается: может закрыть двери и не поехать, один раз остановился между этажами и открыл внутренние двери. Потом закрыл и поехал дальше, как ни в чем не бывало. Отметка о контроле стоит, но мне неприятно. Я стараюсь на свой шестой больше пешком подниматься».
Ей вторит молодая мама Юлия, которая сетует на то, что в узкие двери лифта их дома не проходит коляска, приходится их раздвигать изо всех сил, и пару раз из-за этого лифт застревал вообще.
«Это ужас, коляска весит 15 кг, мне с пятого этажа ее тащить тяжело, конечно, я хочу пользоваться лифтом. Это и время сэкономит – положила ребенка в коляску и спустилась. А когда пешком, надо постоянно дергаться – как там малыш. Про то, как мы поднимаемся, я вообще не хочу вспоминать. У меня уже сорвана спина», – рассказывает она.
Женщина обращалась в правление, но помочь ей там не смогли – расширить дверной проем лифта пока невозможно.
Трагедий не было
Несмотря на то, что бригады мастеров ежедневно чинят сломавшиеся лифты, специалисты отмечают, что за все эти годы в стране не было ни одного серьезного происшествия, связанного с лифтами. Если, конечно, не вспоминать очень давнюю историю, случившуюся в Тарту, когда девочка свалилась в шахту лифта, и относительно «свежую» – 2011 года, – когда кабина лифта вместе с пассажирами упала со второго этажа на дно шахты. К счастью, в этих двух происшествиях обошлось без жертв: девочка запуталась в тросах, которые ее и спасли, а медики с пациентом, упавшие со второго этажа, также отделались лишь легким испугом.
«Это достаточно старые истории, и за все годы своей работы, а это четверть века, я не припомню ни одного трагического происшествия, связанного с нашими лифтами, – рассказывает Аво Каазик, управляющий компанией Otis Eesti AS. – Это учитывая, что в стране их насчитывается около 5000».
Тем не менее, сейчас средний возраст устройства составляет 35–40 лет, и это значит, что по меркам механизмов, о молодости можно уже не говорить. Как следует из документации завода-изготовителя, срок службы лифта рассчитан на 20–25 лет. После чего… Но нам поясняют, что на самом деле все не так катастрофично.
«Это же как автомобиль, – рассказывает Максим, представитель фирмы Elif. – Все зависит от ухода. Если вовремя проходить техобслуживание, если заботиться и ухаживать, вовремя менять запчасти, он будет служить десятилетиями. Так и с лифтами – у нас ежегодные проверки оговорены в законе, и специалисты следят за соблюдением этих требований».
Прекрасные фасады
Возраст – проблема практически всех лифтов наших панельных домов. Многие из них повидали на своем веку всякое, а полную модернизацию проходили далеко не все.
«Квартирные товарищества понять можно, – поясняет Максим. – Полная модернизация лифта может обойтись в круглую сумму – от 15 000 евро. Не все могут это себе позволить».
Куда страшнее выглядит стоимость нового лифта – с установкой и всеми работами это может влететь в 35–40 000 евро. Единичные дома полностью обновили свои лифты.
«В эту сумму входит и новый лифт, и работы в шахте, в общем, все: в новые лифты смогут без проблем заходить и мамы с колясками, и люди, передвигающиеся на инвалидных креслах», – отмечает мастер.
Но большинство товариществ ограничивается модернизацией. Это значит, что мамам с колясками, инвалидам-колясочникам по-прежнему придется рассчитывать на силу собственных рук и сговорчивость лифта.
Причем из-за высоких цен товарищества порой стараются отремонтировать только самое необходимое, желательно еще и не слишком дорого. Ну и для общей отчетности фасад – кабину, кнопки. Вроде бы модернизировали, жильцы довольны и счастливы, гордятся новым лифтом. Но самое главное находится все же совсем не в кабине. Тросы, механизм, электроника – то, от чего зависит безопасность, и то самое, чего обычные пользователи не видят. И за этим очень важно следить.
Кстати, что приятно, у нас «забота» о лифтах находится на государственном уровне. Как поясняет Аво Каасик, у нас регулярные проверки обязательны, и руководство квартирного товарищества обязано предъявить лифт надзорным органам.
Читайте статью целиком на mke.ee.