В Северной Корее ширится эпидемия наркозависимости (5)

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
В южнокорейском Сеуле демонстрант с транспарантом, на котором изображены голодающие дети, требует прекращения геноцида в Северной Корее.
В южнокорейском Сеуле демонстрант с транспарантом, на котором изображены голодающие дети, требует прекращения геноцида в Северной Корее. Фото: AP/Scanpix

Известная своей ядерной программой и непредсказуемостью главы государства, Северная Корея открывается миру новыми и весьма неожиданными сторонами.

Как выяснилось, значительная часть населения страны испытывает зависимость от метамфетамина, который местные жители, страдающие от дефицита в стране продуктов питания, годами использовали для того, чтобы снизить аппетит.

Исследование, опубликованное в академическом издании North Korean Review, свидетельствует о том, что в отношении отдельных регио-нов Северной Кореи можно говорить о настоящей эпидемии метамфетаминовой зависимости. Это наркотическое средство популярно там не только среди желающих «оттянуться» наркоманов, но и тех, кто просто недоедает или хочет побыстрее прийти в форму после слишком продолжительного рабочего дня, что характерно для этой страны.

«Почти каждый взрослый человек употреблял метамфетамин, и делал это не раз», – сообщил изданию Washington Post один из соавторов исследования. «По моей оценке, не менее 40-50 процентов населения страны испытывает серьезную наркозависимость», – полагает ученый.

Закрыли на это глаза

И хотя к этим данным можно относиться с известной долей скепсиса, ясно, что в стране проблема наркотиков приобретает масштабы эпидемии. Возникает вопрос, каким образом жители Северной Кореи, испытывающие затруднения даже с приобретением товаров первой необходимости и лекарств, умудряются удовлетворять свою наркозависимость.

В поисках ответа следует обратиться к событиям 20-летней давности, когда на Северную Корею обрушился страшный голод, от которого, по некоторым оценкам, умерло пять процентов 22-миллионного населения страны.

С развалом социальной

системы и государственных институтов оставшиеся без работы ученые пытались найти альтернативные возможности заработка. Когда вследствие усугубившегося кризиса Северная Корея в определенной степени приоткрыла свою экономику Китаю, побочным эффектом этого шага стала активизация черного рынка. В страну поступали столь необходимые продукты питания, взамен из нее потоком шел метамфетамин.

В наркоторговле между Северной Кореей и Китаем нет ничего нового, однако когда наводнения 1990-х годов нанесли серьезный ущерб плантациям опиумного мака, между странами возник наркотрафик нового типа.

По всей вероятности, правительство было осведомлено о наркотрафике, однако не принимало никаких ответных мер. На это были две причины.

Во-первых, страна не вела какой-либо легальной международной торговли, при этом государству требовалась твердая валюта. Таким образом, правительство Северной Кореи попыталось использовать открывшийся черный рынок.

Из Северной Кореи в соседнюю страну поступал производимый с разрешения правительства метамфетамин, в обмен на который наркозависимые жители Китая платили деньги.

Во-вторых, репрессии против промышлявших производством наркотиков ученых могли бы обернуться крушением всей химической индустрии страны. Поэтому правительство решило просто закрыть глаза на происходящее.

Поначалу возглавляемое прежним главой КНДР Ким Чен Иром правительство страны относилось к наркобизнесу скептически, рассматривая возможность применения репрессий, в дальнейшем же, в результате развала системы здравоохранения Северной Кореи и благодаря способности данного вещество в условиях дефицита медикаментов поднимать настроение и снижать аппетит, это самое средство начали публично представлять как сильнодействующий антибиотик.

С одобрения правительства средство стало распространяться в Северной Корее. Путем рыночных манипуляций стоимость лекарственных препаратов взвинчивалась, при этом цена метамфетамина искусственно занижалась.

«Он принял его, и снова смог говорить четко и ясно, а через пять минут стал двигать рукой, – описывает житель Северной Кореи изданию Foreign Policy, как врачи приписали отцу его друга метамфетамин и какой это возымело эффект. – Благодаря такому действию этого вещества многие пожилые люди начали принимать его в качестве лекарства».

Страдающие хроническими заболеваниями люди принимали его и через какое-то время попадали в полнейшую зависимость от этого вещества. Поскольку особых альтернатив дешевому «чудодейственному» средству не было, его применение приобрело массовый характер.

Выгодный бизнес

Согласно данным издания Guardian, правительство все же взялось за проблему наркозависимости и закрыло субсидировавшиеся государством заводы. Одновременно был ужесточен контроль на границе с Китаем, что усложнило поставки метамфетамина на внешние рынки. Все это привело к снижению объемов производства наркотика, доступность метамфетамина снизилась.

Вместе с тем, по сведениям некоторых источников, производство наркосредства просто перешло из крупных комп-лексов в более мелкие лаборатории, разоблачить которые значительно сложнее. К тому же государственная поддержка этого бизнеса сохраняется.

«В производстве и распространении метамфетамина задействована целая военная иерархия, – заявил Vice News эксперт по нелегальной торговле в Северной Корее Рафаэль Перл. – Это крупный бизнес. Зачем закрывать прибыльное предприятие, если у них есть возможность оставаться чис-тенькими в этой ситуации?»

Поскольку численность потребителей метамфетамина остается высокой, активизировались транспортные перевозки между производствами наркотиков и центрами их реализации в северных регионах страны – в Хамхыне и в Сунчхоне. Вдобавок ко всему растет и частное производство наркотических препаратов, контролировать которое государству весьма непросто.

Несмотря на все усилия по сдерживанию эпидемии наркозависимости, исправить положение в силу ряда причин удается с трудом, отмечает Washington Post.

Во-первых, в государственной системе здравоохранения по-прежнему имеются серьезные пробелы, поэтому людям гораздо проще решать свои проблемы со здоровьем с помощью дешевых наркотиков, чем труднодоступных лекарственных препаратов. Во-вторых, государству трудно контролировать черный рынок, и в-третьих, государство по-прежнему уверено, что необходимо поддерживать производство метамфетамина с целью его экспорта.

Что такое метамфетамин?

• Метамфетамин является сильным стимулятором центральной нервной

системы, это разновидность амфетамина, отличающаяся от него более быстрым и сильным действием.

• Распространяется в виде белого порошка или прозрачного кристаллического вещества, употреб-ляется путем курения, инъекций, вдыхания и глотания.

• Применяется в качестве средства для придания гиперактивности и против ожирения.

• Впервые метамфетамин был синтезирован в 1893 году японским химиком Нагаи Нагаёси. В годы Второй мировой войны этот препарат под названием первитин пользовался широким спросом в немецкой армии, особенно среди пилотов Люфтваффе, поскольку оказывал бодрящее воздействие и позволял долгое время обходиться без сна. В 1950-1960-е годы производимый на основе метамфетамина препарат обетрол приобрел популярность в США в качестве средства от ожирения.

• В небольших дозах мет-амфетамин повышает настроение, способствует концентрации внимания, придает дополнительную энергию и стимулирует снижение аппетита. В больших дозах употребление метамфетамина вызывает сердечную аритмию, нер-возность, бессонницу, психозы, приступы судорог, стимулирует развитие инфарктов и инсультов. Таковы лишь самые основные симптомы.

Наверх