В отличие от национальных государств Европейский Союз не может позволить себе изоляционизм, заявил болгарский политолог Иван Крастев, выступая в субботу в Таллинне на конференции имени Леннарта Мери, передает BNS.
Политолог: голливудский либерализм изжил себя
«В нынешней ситуации средоточием проблем являются не институты Европейского Союза, а положение в национальных государствах. Мы должны серьезно отнестись к тому обстоятельству, что избиратели США и Европы начали ненавидеть созданный ими мир. Свободная торговля и открытые границы сегодня могут быть воплощенной мечтой, а завтра превратиться в кошмар», - отметил Крастев в ходе панельной дискуссии на европейские темы.
По словам председателя совета Centre for Liberal Strategies, повсюду в Европе наблюдается новое явление. «А именно, большинство ведет себя как притесняемое меньшинство. Главным вопросом здесь является то, почему люди, которые относятся к политической элите с большим недоверием, готовы уступить популистам так много власти?», - поставил Крастев вопрос.
«Отчасти ответ в их ощущении, что разделение ветвей власти и контрольные механизмы помогают политикам уклоняться от обязанности отчитываться», - пояснил политолог.
Он напомнил, что популисты выступают не против демократии, а против либерализма и, поскольку для них либеральные ценности находятся на уровне Европейского Союза, то они нападают на ЕС.
По словам Крастева, страны-члены ЕС должны сохранять суть своих политических систем и постараться пережить нынешнюю ситуацию. «Мы должны приуменьшить некоторые из проблем, в противном случае страны одна за другой начнут устраивать референдумы по различным вопросам».
Он отметил, что, в отличие от жителей Западной Европы, у восточноевропейцы пережили опыт развала государственной системы. «Хотя Восточная Европа настроена очень в пользу Европейского Союза, Западная Европа верит в устойчивость ЕС гораздо больше», - отметил Крастев.
Что касается Восточной Европы, то, по словам Крастева, первое посткоммунистическое поколение вело себя как самые образцовые европейцы, лучше, чем сами европейцы. «Следующее же поколение, напротив, утверждает, что идентификация важнее всего».
По оценке Западной Европы, начало существования ЕС означало моральное банкротство национализма, а в Восточной Европе в период распада многонациональной империи и после него национализм оказался позитивной силой, пояснил политолог. «Мы должны продумать и проанализировать свой опыт», - добавил Крастев.
По словам председателя совета Centre for Liberal Strategies, европейцы забыли, что либерализм означает возможность выбора и принесение одной ценности в жертву другой. «Голливудский либерализм, где все возможно, изжил себя», - отметил он.