Специализирующийся на судоходстве предприниматель Вячеслав Леэдо в понедельник признался в Тартуском уездном суде, что являвшийся в свое время членом правления Tallinna Sadam, а также входивший в Партию реформ Аллан Кийль просил у него в 2014 году четыре миллиона евро в качестве платы за политическую поддержку. Это обеспечило бы Леэдо содействие при продлении договора о паромном сообщении. Кийль якобы заявил Леэдо, что он должен при внесении денег и получении поддержки пообщаться с тогдашним председателем совета Tallinna Sadam Ремо Холсмером (Партия реформ), который и «ведет в порту эту линию», пишет Postimees.
Леэдо: цена политической поддержки была четыре миллиона (1)
Леэдо отказался платить деньги члену Партии реформ Кийлу.
Postimees писал об этом инциденте 4 сентября прошлого года с статье «Утверждение: политики пожелали получить с Леэдо миллионы».
По утверждению Ремо Холсмера, подобные утверждения в его отношении являются лживыми, и он не просил взятки.
На состоявшемся в понедельник заседании суда сам Холсмер также признал, что в статьях Postimees ничего не говорится о требовании взятки:
- Вопрос задает представляющий Postimees адвокат Рене Варул: «Где в статье утверждается, что вы просите взятку?»
- Ремо Холсмер: «Страница 12 в деле, подчеркнутые места в статье».
- Защитник Холсмера адвокат Мария Пихлак: «Конкретное слово „взятка“ в статье не фигурировало».
- Ремо Холсмер: «Не могу решить. Слова „взятка“ нет».
С разрешения суда Postimees публикует данные в понедельник показания Вячеслава Леэдо в неизменном виде.
Показания предпринимателя в сфере судоходства Вячеслава Леэдо, данные в понедельник в Тартуском уездном суде
Отвечает адвокату Рене Варулу: «Я знаю Ремо Холсмера. Он член Рийгикогу, ничего больше не знаю. Я встречался с ним три-четыре раза. Может быть, в узком кругу и чаще. Два-три года назад впервые. Самая продолжительная встреча состоялась тогда, когда Ремо Холсмер находился на Сааремаа, я представлял ему общие принципы паромного сообщения. Еще встречались на непродолжительных встречах, в том числе и не только на Сааремаа. И в Таллинне тоже встречались.
На встрече на Сааремаа присутствовало шесть-семь человек. Другие члены Рийгикогу, сотрудники судоходной компании. Господин [Тармо] Мянд, господин [Калев] Лилло и кто-то еще. Состоялся визит на Сааремаа Партии реформ. Встреча эта могла проходить летом, пару лет назад, может быть в 2014. Еще не было речи о тендере на новый маршрут. Все было еще спокойно и прекрасно.
Говорили об этапах развития, о перспективах. Общий разговор на встрече. Со стороны Партии реформ не сказал бы, что кто-то был особо активен, были на равных, все обсуждали. Со стороны Партии реформ на таких встречах всегда говорят о поддержке, представляют свое мировоззрение и желают его проводить.
Когда-то очень давно судоходная компания поддерживала партию. Существует принцип, что пока мы ведем бизнес с государством, сотрудничаем, партии не поддерживаем. Никакая конкретная сумма не обсуждалась.
Тема поддержки вышла на свет уже позже, когда проходила подготовка конкурса. Запрос денег непосредственно поступил от члена Tallinna Sadam Аллана Кийля. Он и сумму назвал. Сумма была нарисована как четыре лимона, то есть четыре миллиона. Было сказано, что если мы с такой суммой справимся, то получим политическую поддержку, и следует поговорить и встретиться с людьми, с Раймо Холсмером, поскольку он ведет в порту эту линию.
Это сказал член правления Tallinna Sadam Аллан Кийль, это мог быть 2014 год. С такими людьми я не смог найти общего языка. Встреч было несколько, встречи проходили на материке. Разговор с Аланом Кийлем был после встречи на Сааремаа с истцом. Встреча с Аланом Кийлем проходила с глазу на глаз. Иногда присутствовал и [Айн] Кальюранд, другой член правления Tallinna Sadam. Один раз при этом присутствовал и Олав Мийл, когда господин Кальюранд подтвердил, что вам необходимо получить политическую поддержку, что дела здесь пойдут гладко.
Такой встречи, кажется, не было, на которой присутствовали бы Алан Кийль, Ремо Холсмер и я. У меня проходят тысячи встреч. Могу всех не помнить. Ремо Холсмер занимается Tallinna Sadam, было сказано ясно, что раз он член совета, а позже стал и председателем совета. На практике Ремо Холсмер и занимался паромным сообщением наиболее активно, я не сомневаюсь в словах Аллана Кийля.
У нас с Tallinna Sadam было длительное обсуждение, мы искали возможности сотрудничества. В повестке дня было создание совместного предприятия, продажа фирмы и т.д. Однако все варианты были реализуемы, если мы исполним определенные условия. Это было для нас неприемлемо. По поводу статьи я добавил бы, хочу оспорить то, что статья эта не была завизирована ни мной, ни судоходной компанией. Я ясно выразился, что Ремо Холсмер у меня денег не просил, но они не являются «чистыми ребятами». Пресса спросила о моих позициях уже после публикации статьи. Тогда я ответил точно так, как сейчас говорю, и это и есть моя твердая позиция
Отвечает адвокату Карин Мадиссон: «Я не являюсь источником статей, и Ремо Холсмер у меня денег не просил. Насколько я знаю, он отнюдь не „чистый парень“».
Отвечает суду: «С Туули Кох и Ристо Берендсоном я не говорил об этом деле сегодня за дверью. Этих журналистов действительно знаю. После статьи или до публикации статьи они спрашивали, просил ли деньги Ремо Холсмер. Тогда был точно тот же ответ, что я сказал».
Отвечает адвокату Марии Пихлак: «Видимо обозначенный в статье комментарий является моим единственным комментарием (ссылка адвоката Пихлак на 12 страницу дела, подзаголовок „Леэдо: я с ними встречался“)».
Вячеслав Леэдо: «Газета Päevaleht тоже меня нашла, и тогда я так и ответил - Ремо Холсмер денег не просил, но „чистыми ребятами“ они не являются. Калев Лилло тоже непосредственно у меня денег не просил».
В связи с данными в суде показаниями Полиция безопасности теперь вызывает на допрос Леэдо еще и в связи с уголовным делом, связанным с возможным получением взятки бывшими руководителями Tallinna Sadam Айном Кальюрандом и Алланом Кийлем. «В связи с заявлениями в гражданском суде Департамент полиции безопасности вызывает на допрос Вячеслава Леэдо», - подтвердил вчера вечером пресс-секретарь государственной прокуратуры Ильмар Кахро. «Леэдо будет заслушан как свидетель и это будет сделано в рамках проводимого в связи с Tallinna Sadam уголовного производства. Последующие позиции определяться после допроса».