По словам министра экономики Кристена Михала, правительство уже изменило процесс назначения советов госфирм, чтобы снизить риск коррупции, но ситуацию с госфирмами можно было бы исправить еще основательнее.
Михал: мы планируем пересмотреть и находящиеся в собственности государства предприятия (1)
«Я считаю, что ситуация могла бы исправиться, я не раз так заявлял с тех пор, как стал министром экономики, у нас есть и соответствующий план. Общественность знает, что мы обладаем разработанным в течение трех четвертей года в широком кругу специалистов план по объединению крупнейших предприятий транспорта, транзита и инфраструктуры в нашей области в одну холдинговую компания. Это приведет к ряду качественных изменений — первым станет лучший контроль над принадлежащими налогоплательщику предприятиями. Внутренний контроль и аудит — та линия защиты, которая должна на предприятии задавать неудобные вопросы ответственным за принятие решений лицам и давать критическую обратную связь», - сказал Михал BNS.
«Сегодня можно сказать, что, например, в Tallinna Sadam это не сработало и заработала, к счастью, следующая линия защиты, которой является контролирующая деятельность полиции безопасности. В холдинговой компании внутренний контроль будет уровнем выше, с возможностью свободно задавать любые неудобные вопросы и оценивать работу совета компании», - добавил он.
«Во-вторых, в случае предприятий транспорта, транзита и инфраструктуры важную роль играет коммерческая эффективность, которую можно было бы максимизировать в одной цепочке ценности. В условиях сложного рынка это соответствует совпадающим ожиданиям клиентов и владельца предприятия. Ориентировочные дополнительные доход в год составили бы, по консервативной оценке, от 8 до 15 млн евро», - отметил министр.
«В-третьих, несомненно, концерн с капиталом около 1,2 млрд евро и примерно 3000 работниками создаст и для работников предприятия хорошие возможности развиваться и двигаться дальше по работе», - сказал Михал.
«Министр финансов Свен Сестер также выступал с предложениями по улучшению качества в отношении членов совета, он также представил свои планы правительству. Эти планы совпадают с нашими планами по созданию холдинговой компании, например, на уровне предприятий останутся только представители холдинговой компании, представители министерств и эксперты. Формулировка политических решений — стратегический взгляд, например, в области бизнес-права, управлении рисками или развитии инфраструктуры, происходила бы на увроне совета холдинговой компании», - сказал Михал.
«Кроме того, мы планируем пересмотреть и находящиеся в собственности государства предприятия. Я уже ранее говорил, что, на мой взгляд, в области, где рынок функционирует без помех, государству следует быть регулятором, а не участником рынка. Так, мы планируем приватизировать занимающийся обслуживанием дорог Eesti Teed, что стало бы возможно в 2018 году, и рассматриваем тот же вариант в отношении Omniva. Сейчас рассматриваются все варианты, в том числе вывод части фирм на биржу», - сказал Михал.
«Я поделился обеими идеями и с комиссией Рийгикогу, мы направим им материалы после того, как в правительстве пройдет первая презентация — наши мысли по организации управления государственными предприятиями в общих чертах совпадают, план уже готов для обсуждения в правительстве», - сказал он.
«В текущем правительстве мы изменили практику выбора членов совета — мы всегда информируем о назначениях, в том числе сообщаем биографию назначенного лица и указываем, кто выдвинул кандидатуру. Исключением является только назначение чиновников в соответствии с должностью или их замена», - сказал Михал BNS.
«Кроме того, на предприятиях, которыми мы управляем, введены программы по предупреждению коррупции. Их оценивают независимые внешние аудиторы, которые сообщают о своих находках на общем собрании, то есть министерству, когда проходит общее собрание. Разумеется, нужно учитывать, что внешний аудитор не может выполнять полицейские функции и контролировать те процессы, правом контроля над которыми обладает только полиция, но уже это дает первичную информацию о том, являются ли принятые предприятием решения экономически целесообразными и не встречаются ли, например, сделки со связанными сторонами», - сказал министр.
«Несомненно, и в будущем следует продолжать упорядочивание управления предприятиями, одно из узких мест, которые мы также обсудили с комиссией Рийгикогу, это быстрая смена советов. В составах советов сменяются предприниматели, избранные политики и чиновники, это зачастую происходит чаще, чем успевает сложиться представление о ситуации в предприятии. Таким образом, этом может стать проблемой при деятельности совета предприятия по контролю над предприятием или деятельности в качестве достойного партнера правления. И над этим следует подумать в будущем — над тем, как привлекать в советы людей с разными знаниями и совершать вклад на долгий срок, но сейчас это слишком сложно», - сказал Михал.
Согласно рапорту, который созданная в Рийгикогу следственная комиссия по Tallinna Sadam опубликует в июне, риск коррупции в Tallinna Sadam возник благодаря слабому и чрезмерно политизированному совету, который не выполнял свои задачи и не контролировал действия руководства госфирмы, сообщило в понедельник агентство BNS.