Год назад в Калласте возникла идея увековечить имена людей, захороненных в братских могилах на углу улиц Выйду и Кирику. «9 мая нынешнего года мэр города объявил народу, что это дело будет сделано», - рассказывает член городского собрания Калласте Яак Юпрус.
Мэр Калласте ожидает денежных поступлений из России (1)
Неделей ранее, второго мая, мэр Калласте Геннадий Кульков представил горуправе проект направляемого в муниципальное собрание решения, пишет Tartu Postimees.
«Город Тарту передал в 1986 году список павших, всего их 45 человек», - значится в протоколе доклада мэра Калласте на состоявшемся 2 мая заседании горуправы. Там же отмечено, что по другим данным в братской могиле захоронено 118 человек.
Консул обещал поддержать
«Предлагается выгравировать эти списки павших на надгробной плите и установить на братскую могилу», - зафиксировано в протоколе заявление мэра. - Российский консул обещал поддержать и Россия согласна профинансировать. Предлагается поддержать эту деятельность и направить проект решения в городское собрание. В случае, если горсобрание с этим согласно, соберем ценовые предложения и представим в консульство России».
Если для жителей Калласте так важно почтить память тех, кто захоронен в братской могиле, почему же горуправа желает осуществить все это за счет России, а отнюдь не на свои собственные средства? Неужели консул России сам предложил свою помощь или же с просьбой об этом обратилась горуправа?
«Просить деньги у России - просто один из вариантов, никто нам ничего не обещал», - ответил вчера мэр города Калласте Геннадий Кульков. - Надгробный камень встанет очень дорого: требуется эскиз, проект, а средств у города мало. Создание мемориальной доски за счет России было просто предложением. Народ согласен сам собрать на это деньги».
По словам скульптора Мати Кармина, на изготовление мемориальной доски с именами 45 человек потребуется ориентировочно 1500-2000 евро. По утверждению председателя горсобрания Калласте Федора Плешанкова, денег, несомненно, потребуется больше, поскольку помимо самой доски необходим проект и согласования.
«Запрашивание денег у России я комментировать не могу, я этого не делал», - отметил Федор Плешанков. - Я этого не разделяю, у нас свое государство и здесь следует самим вести свои дела. Наши люди хотят сделать добровольные пожертвования».
На состоявшемся на минувшей неделе заседании горсобрания Калласте депутаты приняли к сведению проект горуправы, решение не было принято.
«Речь шла об увековечении имен 45 человек, в отношении 118 похороненных лиц никакого документа нет», - констатирует Федор Плешанков. «Там были захоронены солдаты – грузины, русские, евреи, эстонцы, латыши – молодые парни, никто из которых не хотел умирать. Они достойны хотя бы своего имени на могиле», - полагает он.
Данные 1986 года
По словам Геннадия Кулькова, за основу мемориальной доски с именами 45 погибших будут взяты официальные данные 1986 года. «Они получены в военном комиссариате и исполкоме, еще в 1986 году у города Калласте требовали привести братское захоронение в порядок», - поясняет он.
Однако, по словам члена муниципального собрания Калласте Александра Широкова, в братской могиле захоронено 118 человек, из них 45 военных, а остальные жертвы фашизма.
«Там похоронены крайне жестоко убитые мои родственники, уроженцы деревни Метсакиви отец и сын», - поведал он. - Остальных жертв террора я не знаю, но в Калласте проживают и другие люди, которые их помнят и знают. Я знаю и тех людей, у которых имеются соответствующие документы, на 99 процентов я уверен, что получу документы на 118 имен. На этой доске обязательно должны быть все имена – это история и люди должны знать правду».
Яак Юпрус также полагает, что при создании мемориальной доски нельзя исходит из документации советских времен.
«Это военная бумага, на которой значатся только погибшие советские военнослужащие», - отметил он. - Но ведь у Второй мировой войны была и другая сторона – жертвы террора. Созданию мемориальной доски должно предшествовать основательное научное исследование, кто же там похоронен».