По данным регистра недвижимости, в прошлом году принудительных продаж было в 2,5 раза больше, чем в 2009-м. Но число потерявших жилье может быть и больше.
Число вынужденных продаж увеличивается
Цифры регистра недвижимости включают только те принудительные продажи, когда недвижимость поменяла владельца на основании заявления судебного исполнителя.
Однако в прошлом году вступила в силу поправка к закону, которая позволяет приобретать недвижимость с торгов с использованием банковского кредита, чего раньше делать было нельзя.
В таком случае предоставляющий кредит банк сам направляет заявление в регистр недвижимости. Другими словами, такие сделки не фиксируются как вынужденные продажи в результате действий судебного исполнителя, а проходят в общей статистике операций с недвижимостью, откуда выделить их сложно.
Член правления Эстонской палаты судебных исполнителей и банкротных управляющих Мати Кадак сказал, что, например у него, сделки, когда недвижимость с торгов приобретали с помощью банковских заемных средств, составили примерно половину портфеля прошлого года. «В прошлом году приобретение с привлечением кредитов стало весьма популярным», — заметил он.
Число объектов растет
Из 1409 подтвержденных статистикой вынужденных продаж прошлого года 716 касались отобранной за долги недвижимости у частных лиц и 693 — у юридических лиц. В Таллинне таких было 197 и 266 соответственно.
По сравнению с 2009 годом, количество отобранных у частных лиц объектов недвижимости выросло более чем в два раза, а у юридических лиц — более чем в четыре раза.
На вопрос о том, идет ли тут речь о девелоперах, проекты которых прогорели, Кадак ответил отрицательно. По его словам, пик банкротства девелоперов пришелся на 2009 год. «Волна банкротств девелоперов прокатилась в 2009 году, именно тогда они попадали в руки судебных исполнителей (и банкротных управляющих. — Ред.).
В 2010 году прогоревших девелоперов уже почти не было», — пояснил Кадак.
Примерно 5 процентов
Следовательно, речь идет о той недвижимости, которую забирали у фирм на покрытие их долгов.
В Эстонии жилищными кредитами воспользовались примерно 150 000 домохозяйств, так что число принудительных продаж, по сравнению с этой цифрой, незначительное.
Но все же уже можно утверждать, что к прошлому году принудительные продажи стали уже небольшим самостоятельным видом экономической деятельности.
В последнем своем обзоре рынка кредитов Центробанк отмечал, что в конце ноября доля просроченных более чем на 60 дней платежей по кредитам составила 6,8 процента от всего кредитного портфеля.
По прогнозу банка, доля кредитов с начисляемой пеней к концу 2011 года составит порядка 5 процентов, что все же в несколько раз выше долговременного уровня кредитных рисков стабильной экономической среды.
В конце ноября остаток кредитов, взятых частными лицами, составил 113,7 миллиарда крон и предпринимателями — 105,3 миллиарда крон.