Банк Эстонии понизил прогноз экономического роста на 2016 год на 0,4 процентных пункта до 1,8 процента и указывает в качестве риска для экономики перегрев рынка труда.
Все плохо: банк Эстонии понизил прогноз экономического роста на этот год
По прогнозу Банка Эстонии, экономический рост Эстонии составит в этом году 1,8 процента, в следующем 2,9 процента, а в 2018 году 3 процента. По сравнению с декабрьским прогнозом центробанк снизил прогноз на этот год на 0,4 процентных пункта, а на следующий год — на 0,2 процентных пункта.
По сообщению центробанка, в этом году и в течение двух последующих лет экономический рост Эстонии будет ускоряться благодаря улучшившейся внешней среде и большей продуктивности. Спрос со стороны торговых партнеров вырос за последние полгода в прогнозировавшемся темпе, данные указывают на продолжение роста.
В ближайшем будущем экономический рост ускорится благодаря большей продуктивности из расчета на работника, поскольку число реальных рабочих часов работающих на полную ставку людей временно сократилось в надежде на рост спроса. В отдаленной перспективе большую продуктивность смогут гарантировать только инвестиции и развитие работников, которые должны поддерживать поощряющая рост экономическая политика и повышение конкурентоспособности на государственном уровне и уровне предприятий.
Одно только увеличение объема инвестиций не улучшит возможности роста экономики, сообщает центробанк. В Эстонии одна из самых высоких в ЕС пропорций инвестиций к ВВП, но сфокусироваться следует также и на структуре инвестиций и эффективности пользования основным капиталом. Доля направленных на развитие инвестиций является в Эстонии одной из самых низких в ЕС. Кроме того, уровень занятости производственных ресурсов в Эстонии ниже среднего показателя ЕС, что значит, что сравнительно большая часть приобретенного основного капитала и совершенных затрат является неэффективной и не поощряет рост.
Объем экономики Эстонии превысит зарегистрированный до кризиса пик в середине этого года, но ситуация будет заметно отличаться от тех времен, поскольку производственная мощность предприятий превышает уровень долгосрочной устойчивости за то время примерно на 10 процентов, а экономика близка к сбалансированному положению.
Мягкая монетарная политика и доступность финансирования поощряют, по мнению банка, экономический рост, но его сдерживает ограниченное количество рабочей силы. С точки зрения экономического развития, главный вопрос заключается не в том, как увеличить количество рабочей силы, а в том, как лучше применять существующую рабочую силу.
Зарплатное давление не сократилось, затраты на рабочую силу и в начале этого года росли за счет прибыли предприятий. Возможно, что предприятия, удерживая работников и повышая зарплаты, до сих пор руководствовались чрезмерно оптимистичным прогнозом роста, поэтому дальнейший рост зарплат заметно замедлится, отмечает центробанк.
Подорожание энергии и продуктов питания во второй половине года прекратят продолжавшуюся в течение двух лет дефляцию, но по итогам года уровень потребительских цен не изменится в годовом сравнении. На последующие два года банк прогнозирует инфляцию в 2-3 процента, большая часть роста цен будет связана с ростом налогов. В течение последующих двух лет из-за роста цен замедлится рост потребления. В декабре банк прогнозировал на этот год 1,2-процентный рост потребительских цен.
Бюджет правительственного сектора удержится в течение последующих лет близко к балансу. Тем не менее, в ближайшие годы может возникнуть необходимость сократить расходы публичного сектора, если одновременно с замедлением экономического роста и роста налоговых поступлений правительство решит увеличить откладывавшиеся до сих пор инвестиции.