Саммит НАТО в Варшаве пройдет в активное время. До 17 июня при участии более 31 000 военнослужащих продлятся крупнейшие учения альянса со времени холодной войны — Anaconda 16. Они посвящены обороне Польши и включают такие заслуживающие внимания военные маневры, как строительство моста через Вислу и десант воздушно-десантных войск.
Лукас: лучший способ предотвратить войну — заставить противника испугаться боя (15)
Происходит и много другого. В проходящих при участии не состоящих в НАТО Финляндии и Швеции учениях Baltops участвуют 4500 военнослужащих, 50 военных кораблей, 60 самолетов и одна подводная лодка. В учениях Saber Strike, где в том числе тренируются в перемещении снаряжения с расположенных в Норвегии складов в Балтийские страны, участвуют 13 стран-членов НАТО. В рамках Dragoon Ride II около 400 военных машин доставили (во второй раз) из Германии в Эстонию. В Литве 5000 военнослужащих участвуют в ежегодных учениях «Железный волк».
Это не на всех произвело впечатление. Россия придерживается мнения, что Запад под предлогом торговли оружием и поддержания жизнеспособности НАТО создает много шума из ничего.
Британский комментатор Питер Хитченс назвал Anaconda «смехотворными учениями, в которых мы притворяемся, что начнем войну при нападении России на этот регион — что примерно настолько же вероятно, как и вторжение марсиан. На самом деле сейчас нам было бы сложно защитить остров Уайт, не говоря о Варшаве или Риге. Эта глупость создает ту же проблему, решение которой имитирует — напряжение и страх. Зачем?»
Питер мой старый друг — мы вместе в 1989 году освещали крах коммунизма в Чехословакии. Многие разделяют его заблуждения о возросшем присутствии НАТО на востоке: почему, вопрошают они, Запад повышает напряжение в отношениях с Россией? Сперва мы расширяемся до границ России. Затем проводим эти провокационные военные игры. Разве не пришло время сделать шаг назад?
Подобные заявления продиктованы невнимательностью. Немногие помнят, что когда НАТО принял находящихся на востоке новых членов, он сделал все возможное для того, чтобы пойти России навстречу: создал консультационные форматы на беспрецедентном уровне, в том числе Совет НАТО-Россия. Более того, НАТО не стал размещать в новых странах-членах вооруженные силы или проводить в них учения.
Мы стремились к сотрудничеству, а не противостоянию. Ситуацию изменила Россия, и не только войнами в 2008 году в Грузии и в 2014 году на Украине, но также агрессией против стран НАТО. Самым серьезным сигналом стали крупномасштабные таинственные и угрожающие учения «Запад» и «Ладога» в 2009 году, где разучивались нападение на Балтийские страны и их оккупация, а также ядерная атака Варшавы. Мы можем включить в этот перечень и кибератаку на Эстонию в 2007 году, неоднократные нарушения воздушного пространства, символическое похищение сотрудника полиции безопасности Эстонии Эстона Кохвера и последовавшие за этим пропагандистские атаки, подрывную деятельность и экономическую войну против всех фронтовых государств.
Поэтому неудивительно, что жертвы России держатся все более нервно, а их союзники чувствуют, что должны вмешаться. В то же время, эти последние делают это без энтузиазма. Крупным западным странам не нравится думать об увеличении оборонного бюджета, не говоря о ядерном оружии и третьей мировой войне.
Фронтовым государствам новая холодная война нравится еще меньше. Если дойдет до войны (чего я боюсь все сильнее), их человеческие и материальные потери в пропорциональном отношении будут самыми высокими. Они лучше всего среди европейских стран знают, что из себя представляет война.
Лучший способ предотвратить войну — заставить противника испугаться боя. На саммит НАТО возложена большая ответственность — гарантировать, чтобы западное сдерживание было максимально серьезным. Поэтому беспрецедентные военные учения этого лета снижают, а не повышают вероятность войны.
***
Эдвард Лукас — автор снискавших международный успех книг «Новая холодная война» и «Обман», журналист и вице-президент действующего в Вашингтоне и Варшаве аналитического центра Center for European Policy Analysis (CEPA).