Убежать от исторической правды (12)

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Сергей Метлев
Сергей Метлев Фото: личный архив

Во вторник, 14 июля, парламент Эстонии принял декларацию, осуждающую массовые депортации невинных людей 75-летней давности. Эта трагедия затронула тысячи семей Эстонии вне зависимости от родного языка и национальности. 

Казалось, что эти преступления вне дискуссий, однако семь русскоязычных депутатов от Центристской партии не проголосовали за декларацию, воскресив тем самым дух исторического противоречия и посрамив многих русскоязычных жителей Эстонии.

Депутаты-центристы дали разные объяснения – кто непосредственно перед голосованием резко вышел из зала, кто внезапно отправился в свой избирательный округ или на мероприятие. Михаил Стальнухин рассказал невероятную историю о том, как в текст декларации не включили другие национальности. Владимир Вельман с ним согласился.

Текст декларации начинается так: «Рийгикогу поминает тех людей, которые были 75 лет назад насильно депортированы и многие из которых лишились своих семей и жизней». Еще используется выражение «Eesti inimesed», т.е. «люди Эстонии» – это наднациональный термин.

Если продолжать демагогическую мысль Стальнухина, то можно спросить у правительства Германии, а почему близ Бундестага есть огромный мемориал жертвам Холокоста, однако ровно там же нет отдельных мемориалов всем остальным социальным и национальным группам, пострадавшим от рук нацистов. То, что эти мемориалы не расположены все до единого вокруг Бундестага, означает, что немецкий народ не скорбит по всем невинно убиенным?

Конечно, нет, просто Стальнухин и его товарищи создают дымовую завесу. От голосования отвертелись, видимо, боясь разозлить какую-то часть своих избирателей. Подозреваю, что отдельным вопросом является отказ принять историческую правду такой, какая она есть.

Об избирателях

Вопрос осуждения преступлений тоталитарных режимов, будь это коммунисты или нацисты, лежит за пределами политической логики. Если тысячи невинно убитых и сосланных становятся объектом буквоедства, то это верный признак того, что у буквоеда-политика морально-этический компас отсутствует.

Предположение, что присоединение к траурному заявлению парламента вызовет потерю русских голосов на выборах – это прямое оскорбление русских по национальности жителей Эстонии. Я убежден, что абсолютное большинство наших людей осознает необходимость однозначно осудить преступления против человечности и сделать все для того, чтобы они никогда не повторились. Неподписанты же намеренно или ненамеренно создают в эстонской среде неверное представление, что русские Эстонии оправдывают действия Сталина. Это неправда.

Об исторической правде и о русских в Эстонии

Существует феномен неприятия истории из-за боязни понести ответственность. Да, нужно признать, что советский солдат, ссылавший семьи в Сибирь, говорил по-русски (хотя в этом принимали участие и эстонские коммунисты). Ядром сталинского государства была Россия. Однако ответственны ли русские как народ за это? Является ли русский по этой причине языком преступников? Тоталитарные режимы всегда подчиняли себе культуру и историю народов, пытаясь увязать все самое лучшее, что народ дает миру своей созидательной работой, со своей идеологической догмой. Целью этого было убедить свое население и другие общества, что этот режим является носителем национального духа, и без него народ просто перестанет существовать.

Мы должны помнить и сожалеть. Репрессии коммунистического режима ужасны по своим масштабам. От них пострадали миллионы людей разных национальностей. Полный или частичный отказ признать это иногда связан не с убеждениями, а скорее, со страхом перед ответственностью. Но этой ответственности быть не может! Коммунисты пришли к власти путем насилия и гражданской войны, и я не считаю, что русский человек должен в наши дни каяться каждый день по этому поводу. Но если он отрицает преступления по убеждению, то становится автоматически сопричастным. Каждый решает сам.

По моему глубокому убеждению, сохранять свои русские корни и язык, но в то же время разделять ценности Эстонии и чувствовать связь с нею, вполне возможно. Это позволяет нам жить в гармонии с собой и тем обществом, которое нас окружает.

Прежде всего, мы должны быть сострадательными людьми, затем мы дочери и сыновья, друзья и родственники, и только после этого мы граждане, работники и так далее. Если порядок именно таков, то и со всеми национальными и историческими противоречиями можно справиться. Остается надеяться, что депутаты-центристы придут к этому. Но верится с трудом. 

Комментарии (12)
Copy
Наверх