Станет ли пример Туниса заразителен для соседей?

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
По примеру Туниса в других арабских странах совершаются попытки самосожжения. Владелец ресторана Абдух Абдел Монейм, поджегший себя вчера в Каире перед зданием парламента, отделался благодаря вмешательству охранников небольшими ожогами.
По примеру Туниса в других арабских странах совершаются попытки самосожжения. Владелец ресторана Абдух Абдел Монейм, поджегший себя вчера в Каире перед зданием парламента, отделался благодаря вмешательству охранников небольшими ожогами. Фото: Reuters/ScanPix

После свержения президента Туниса аналитики рассуждают о том, могут ли переломные события, случившиеся в этой североафриканской стране, повториться в других странах арабского мира.

В последние дни жители арабских стран, протестуя против плохих условий жизни, совершают акты самосожжения. Как известно, в Тунисе массовые протесты начались после того, как 26-летний Мохамед Буазизи решил уйти из жизни именно таким путем.

Молодой человек, получивший высшее образование, вынужден был торговать на улице фруктами. На трагический шаг он пошел после того, как коррумпированная полиция запретила его торговлю.

На прошлой неделе примеру Буазизи, который стал для многих мучеником, последовали четверо алжирцев. Их толкнули на это высокая безработица и плохие условия жизни в стране.
Вчера аналогичный инцидент произошел в столице Египта Каире, где 50-летний владелец ресторана, облив себя бензином, поджег себя напротив здания парламента.

В столице Мавритании Нуакшот на такой же шаг решился 42-летний коммерсант, который прежде чем поджечь себя, сообщил о готовящейся акции журналистам. Как сообщает агентство AFP, обоих мужчин с ожогами доставили в больницу.

Обозреватели не исключают, что «жасминовая революция» в Тунисе может распространиться на другие страны, поскольку население большинства арабских стран сталкивается с теми же проблемами, из-за которых тысячи тунисцев вышли на улицы, — корруп­цией, несправедливым распределением богатств, высокой безработицей среди молодежи, резко выросшими ценами на продукты питания.

По мнению аналитиков, повторение тунисских событий не исключено в Алжире и Египте, во всяком случае, эти страны называют чаще всего. В последнее время в Алжире были отмечены не только попытки самосожжения. В стране начались продовольственные бунты, и правительство вынуждено было снизить цены на продовольствие.

Потенциальные очаги
Параллели с Хосни Мубараком, правящем в Египте 30 лет, и членами его влиятельной семьи с кланом Зин эль-Абидин Бен Али очевидны. Как сообщает AFP, египтяне давно жалуются на такие же экономические трудности, что и тунисцы, и хотя в последние годы экономика страны росла высокими темпами, почти половина 80-миллионного населения Египта живет за чертой бедности.

Потенциальными источниками конфликта считают также Судан и Иорданию.
В Судане, который после референдума может разделиться на две части, и, следовательно, доходы от продажи нефти уменьшатся, не исключены беспорядки, предупредил вчера лидер оппозиции Хасан аль-Тураби. В Иордании на прошлой неделе тысячи людей вышли на улицы, протестуя против повышения цен на хлеб и сахар.

Впрочем, далеко не все обозреватели считают, что в ближайшее время в арабском мире возможны преобразования. Как пишет в Financial Times колумнист Рами Кхури, в будущем развитие событий в Тунисе, очевидно, будут сравнивать с ролью «Солидарности» в антикоммунистической борьбе. Как известно, этому гданьскому профсоюзу потребовалось почти десять лет, прежде чем Польше удалось освободиться от влияния СССР.

Свержение Бен Али, как считает Кхури, не повлечет за собой революцию в других арабских странах. Но должно заставить другие автократические режимы пойти на предупредительные шаги, чтобы не допустить беспорядков, например, снизить цены на продовольствие, повысить зарплату государственным служащим.

Поддержка США
Американский ученый Стивен Артур Кук, входящий в Совет по внешней политике США, уверен, что вместо серьезных реформ ближневосточные режимы пойдут лишь на некоторые уступки, но при этом, задействовав силовые методы, еще больше ужесточат свою власть.

Арабские лидеры поступали так и прежде, «спасаясь» от установления демократии. «Жасминовая революция» — первый случай в истории, когда в арабской стране народ скинул диктатора.

Как написал журналист Джеймс Трауб в сетевом издании журнала Foreign Po­licy, Мубарак и другие пожилые диктаторы держатся у власти благодаря поддержке США — Вашингтон нуждается в них для обеспечения стабильности на Ближнем Востоке и в качестве противовеса Ирану.
 

Ключевые слова

Наверх