Эстонское кино: четверка с двумя минусами

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Кадр из фильма Манфреда Вайнокиви «Красное варьете», получившего самую высокую оценку экспертов.
Кадр из фильма Манфреда Вайнокиви «Красное варьете», получившего самую высокую оценку экспертов. Фото: wikimedia.com

Манфред Вайнокиви, так вышло, что, согласно оценкам нашего жюри, лучшим фильмом последнего сезона стала ваша документальная лента «Красное варьете». Поздравляю!

Спасибо! Отличная новость.

Насколько такие вещи важны для кинорежиссера?

Определенно важны. Если ты в первых рядах, это одно дело, если плетешься в хвосте – совсем другое.

Калью Саареке – герой вашего фильма, скончавшийся до его премьеры, – тоже наверняка порадовался бы: потребность в признании, желание оставить след, забвение творчества – это одна из магистральных тем ленты.

Я не очень уверен в том, что он порадовался бы. Калью был человеком весьма требовательным и острым на язык.

«Красное варьете» – не парадный портрет. Но должен ли портрет нравиться портретируемому? Калью в фильме получился каким был. Впрочем, Калью нравилось, что о нем снимают кино, по крайней мере, мне так казалось.

Это первый случай за четыре года, когда самые высокие оценки получает документальный фильм. В первой четверке документалок – целых три: еще история палестинского танцора и картина про Арво Пярта.

Это совершенно непростительно. В свое оправдание могу сказать, что, к счастью, не являюсь автором всех трех документалок. Шутки шутками, но вряд ли у нас теперь есть причины вопить от радости, мол, документальное кино в Эстонии лучше игрового или анимационного. Это всё субъективное мнение, не более.

«Взгляд под юбку эстонского варьете» – так рекламировал «Красное варьете» онлайн-кинотеатр Postimees.

И это тоже, конечно. Опять же, показывать фасад – это самая скучная вещь на свете. А вот закулисные разговоры и междусобойчики – другое дело: в них есть страсть, эмоции, то, что меня интересует.

«Фильмы Манфреда Вайнокиви становятся всё лучше и лучше», – считает Мария Авдюшко.

Означает ли это, что «Красное варьете» – ваш лучший фильм?

Я искренне надеюсь, что это не так. Нет предела совершенствованию. Понимание этого факта дает мне надежду на более светлое будущее.

Совершенно поразительно и то, что в двадцатке лучших три ваших фильма: один среди лидеров, один посередине и один (снятый совместно с Валентином Куйком) в конце. Какой вывод тут можно сделать – кроме того, что все относительно: сегодня тебя носят на руках, а завтра ты лежишь в канаве.

Можно сделать тот вывод, что речь идет о крайне нестабильном авторе или – настолько же нестабильном жюри.

Жюри вас оценило, теперь у вас есть возможность оценить жюри.

Я ставлю жюри те же оценки, которые оно поставило мне. То есть – очень хорошо, средненько и слабенько.

Что дальше?

Отдыхаю. И размышляю. Над тем, что делать дальше. Не хотелось бы повторяться.

комментарии

Как отзывается о новом сезоне эстонского кино жюри Postimees?

Олле Мирме

программный директор Kanal 2

В прошлом году, подбивая итоги, я пытался учитывать и предстоящие премьеры. К тому моменту я уже прочел сценарии будущих фильмов «Встреча одноклассников», «Черный альпинист» и других. Уже снимались «Роукли» и «Семейная ложь». Какие-то ленты я ждал, какие-то меня... огорчали. Мягко говоря.

Год выдался разнообразный, а где-то даже и знаковый. В диком успехе «Встречи одноклассников» есть минимум два положительных момента. Фильм заманил в кино людей, которые давно перестали смотреть ленты про «голое дерево на фоне серого неба». А еще это звоночек для режиссеров, дремлющих в «артхаусной зоне комфорта»: даже в маленькой Эстонии можно сделать фантастическую кассу.

Мария Авдюшко

кинодеятель

Очень радует то, что посещаемость кинотеатров в течение прошлого года выросла до 3,5 миллиона зрителей. Значит, всё это на самом деле кому-то нужно. Да, в основном кассу делают западные фильмы, но и среди местных лент есть успешные исключения.

Очень радостно читать о том, что «Мать» с микроскопическим бюджетом вошла в программу престижного американского кинофестиваля Трайбека. Об этом фильме мало говорили, но я считаю «Мать» крупнейшим достижением эстонского кино в этом году. Мне очень нравится то, что главной героиней в «Матери» стала женщина, которая обычно остается на втором плане. Вообще же я оценила бы нашу кинопродукцию на троечку.

Свен Грюнберг

композитор

Эстонский кинематограф творит и трогает – и делает это, если участь малочисленность нашего народа, неожиданно хорошо. Лучшие ленты в этом году – документальные, особенно это касается фильмов, к которым приложил руку Манфред Вайнокиви. Меня очень обрадовало то, что такие темы, как жизнь и смерть, старение, поиски и увековечивание себя, стали центральными и в ряде других кинокартин.

В игровом кино дул совсем другой ветер. Гвоздем сезона стала размашистая комедия «Встреча одноклассников», привлекшая больше зрителей, чем любые встречи одноклассников. С другой стороны, хотя «Роукли» Вейко Ыунпуу – не лучший его фильм, то, что делает этот режиссер, остается в истории эстонского кино.

Ключевые слова

Наверх