SMS и MSN болезней не вылечат

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Рауль Кийвет,
профессор ТУ
Рауль Кийвет, профессор ТУ Фото: SCANPIX

Эстония нуждается во взаимодействии системы здравоохранения и социального сектора.
Профессор ТУ Рауль Кийвет, специализирующийся на вопросах организации здраво­охранения, считает, что в отношении медицинской помощи у нас действует концепция советских времен, согласно которой гражданина следовало привести в трудоспособное состояние, а что будет с ним дальше, государство уже не интересовало.
 

Почему в Эстонии помощь при проблемах со здоровьем ограничивается исключительно больничным лечением и может ли медицинская наука заменить заботу и внимание, так необходимые больному человеку?

Действительно, в современной Эстонии для очень многих пациентов за дверями больницы заканчивается не только врачебная помощь, но и вообще всякая компетентная помощь, поскольку система семейных врачей не способна заменить отсутствующие в Эстонии последующее реабилитационное лечение, уход и домашнее лечение.

Для этого у нас имеются отдельные учреждения, однако нет людей, которые могли бы оказывать подобную помощь, а также системы, финансирование которой обеспечивало бы эту функцию. По части оказания помощи хронически больным и пожилым пациентам мы в Эстонии еще в дошкольном возрасте — лишены способности предвидеть последствия своих прежних недоработок.

В чем же причины такого положения и как его изменить? Причины кроются как в самой медицинской помощи, так и в общей организации общественной жизни, однако основная проблема в том, что за последние десять лет в Эстонии остановлено развитие системы здравоохранения и социального сектора, а концепция их взаимодействия просто отсутствует.

Современная Эстония отличается от Эстонии советских времен как день и ночь. Доступность и качество медицинской помощи являются одним из успешных свершений, но до сих пор медицинская помощь означает для нас преимущественно больничное лечение.

Эта концепция сохраняется с советских времен, когда гражданин являлся производственной единицей, которую надо было в соответствующей мастерской привести в рабочее состояние, а как он будет восстанавливаться и адаптироваться — государство уже не волновало.

Здесь важно вспомнить, что в Советском Союзе с заботой о стариках была та же история — это было задачей семьи и более молодых родственников, а отнюдь не задачей государства. Государство обес­печивало закрепощение людей через систему прописки и отсутствие жилплощади, в результате чего разные поколения проживали вместе и забота о стариках превращалась в единственно возможный выбор.

В современной Эстонии положение другое — последнее десятилетие навязало жилищные кредиты даже тем, кто не способен их выплачивать. Как следствие — каждый, кто только может, проживает отдельно. Другая распространенная ситуация, о которой недавно Майму Берг писала на страницах Päevaleht, это когда пенсионеры в Эстонии одиноки, потому что их дети работают за границей.

Такова нынешняя реальность, однако государственная социальная политика продолжает оставаться в советской эпохе, когда при отсутствии близких спасение попавшего в беду было его собственной заботой.

Зияющий в Эстонии провал между медицинской помощью и системой ухода не может быть преодолен быстро и гладко. Напротив, этот период может растянуться от пяти до десяти лет и потребует целеустремленности и политической воли.

Решение находится отнюдь не в рамках треугольника «больница — скорая помощь — дом», здесь должна быть налажена цепочка «обслуживание на дому — дом по уходу — дом престарелых». Решение состоит отнюдь не в одноразовом финансовом вливании и некоторых поправках в законы, но в планомерном инвестировании в людей.

У этого решения три компонента: необходимо составить программу развития здравоохранения Эстонии в сотрудничестве с социальным сектором, резко увеличить подготовку сестринского персонала и персонала по уходу, а также создать дополнительные механизмы финансирования для устойчивого развития таких услуг.

Программа развития здравоохранения Эстонии крайне необходима, поскольку последняя такая программа была разработана по инициативе Всемирной организации здравоохранения 15 лет назад. Зачем же нам еще одна бумага, когда по каждой врачебной специальности и у каждой больницы в Эстонии уже есть свои программы развития, а также программы на уровне скорой и первичной помощи?

Но именно в этом и проблема — эти планы ориентированы на учреждения и специальности, в результате чего не только пожилые люди и инвалиды, но все хронически больные плутают в дебрях лечебных заведений и специальностей, а часть функцио­нирующей системы просто отсутствует.

Финансирование врачебной помощи в Эстонии осуществляется четко на основе услуг — когда проводится обследование, операция или прием, у врача или лечебного заведения растет доход, и оказанием соответствующей услуги вся их ответственность и ограничивается.

Ведь так привычно, что в больнице делается все, что только технически возможно, а за дверью больницы пациент остается один на один со своим недугом.

Эту ситуацию не решить одним только состраданием одного отдельно взятого врача или сестры или же помощью в пределах одного лечебного заведения. Но она требует пересмотра всей системы оказания медицинской помощи, чтобы понять, в чем нуждаются пациенты для себя и для борьбы со своим недугом.

Хотя количество врачей в Эстонии сокращается, по этому показателю мы находимся на среднеевропейском уровне — три врача на тысячу жителей. Что касается медицинских работников, то в Эстонии скорее сокращается число сестер и персонала по уходу, уже сейчас их у нас втрое меньше, чем в Финляндии и Швеции.

Различие состоит в сестрах и сиделках, которые в Северных странах задействованы в различных формах оказания сестринских услуг и услуг по уходу.

Другая сторона проблемы заключается в выборе социальных пособий и услуг, а также их доступности, в отношении чего Госконтроль недавно подготовил очень дельный и компетентный отчет, упор в котором сделан на деятельности государства по оказанию поддержки инвалидам и пенсионерам по потере трудоспособности.

Главный вывод отчета состоит в том, что нынешние финансовые пособия не помогают нуждающимся в их борьбе с недугом, и за счет тех же средств следует развивать социальные услуги. Денежное пособие решение удобное, однако сами по себе деньги не помогут, если за них не у кого приобрести нужную услугу или помощь, поскольку таковые не сформированы.

Развитие социального сектора является ключом к реальному сокращению безработицы в Эстонии. Работа с частичной занятостью на дому у пожилых людей и других нуждающихся в помощи не требует большой специальной подготовки, но предполагает наличие моральной готовности и готовности на уровне налоговой политики, чтобы сделать подобную деятельность возможной.

Вчерашний строитель, оставшийся без работы, хотя и не готов сразу же предложить свои услуги по уходу на дому, но если в этом направлении уже сегодня и завтра не предпринять соответствующие шаги, то люди по-прежнему будут сидеть без работы, а нуждающиеся в помощи ее не получат.

В XXI веке медицинская помощь ориентирована не на аппараты, а на людей, которые помогают больным. К сведению интернет-поколения и фанатов e-tervis: SMS и MSN болезней не излечивают и здоровье находится не на расстоянии нажатия на одну кнопку — страдания может облегчить компетентная и целенаправленная деятельность обученных людей.

Предвыборная борьба уже началась, однако для политиков социальная сфера все еще не является достаточно важной. Свои предвыборные лозунги политические партии пока еще до конца не открыли и в контексте данной статьи хотелось бы спросить, неужели на самом деле нам «достаточно» нынешней системы социальной помощи и здравоохранения и ничего не изменится?!

Я очень надеюсь, что ответы будут адекватны тем вопросам, которые столь существенны для здравоохранения Эстонии.

Потребности пациентов в Эстонии не удовлетворены, это касается как пожилых, так и молодых людей, а здравоохранение Эстонии нуждается в дополнительных ресурсах для развития.
В Эстонии до сих пор не развиты возможности реабилитационного лечения, ухода и домашнего лечения.

Для этого необходимо резко увеличить подготовку сестринского персонала и персонала по уходу, а также создать рабочие места и услуги, которые могли бы сделать медицинскую помощь в большей мере ориентированной на пациента.

Ключевые слова

Наверх